Позавчера днем зашел в «Перекресток» возле своего дома, который всего в 8 км от МКАД. Народу навалом, освободившуюся тележку пришлось ждать минут 10. Не поверил своим глазам, увидев полупустые полки с крупами
и макаронными изделиями
До этого момента все посты в соцсетях с описанием ажиотажа вокруг гречки считал за приколы и происки враждебного элемента.
Прошедшие после этих съемок сутки в магазины не наведывался, но зато из всех утюгов звучали заверения чиновников всех рангов о том, что складские запасы полны, и если на полках торговых сетей что-то закончилось, то утром обязательно привезут.
Сегодня утром пошел проверить. Сначала в «Пятерочке».
Той самой гречки не оказалось вообще никакой
Макаронные изделия представлены несколькими наименованиями.
В «Перекрестке» с макаронами дела обстояли не лучше
как и с крупами
Плюс к этому под ноль оказалась выметена и не завезена туалетная бумага, бумажные полотенца и львиная доля ассортимента салфеток, хотя сутками ранее эти полки ломились от изобилия.
И, сюрприз, уже зияют пустотой полки, на которых позавчера царило разнообразие от производителей курятины с индюшатиной.
Под впечатлением увиденного зашел в крошечный продуктовый магазинчик по соседству с сетевыми гигантами. В нем весь перечисленный выше ассортимент был представлен во всей красе, словно и нет никакого коронавирусного ажиотажа. Да и цены на первый взгляд те же, что и всегда. К сожалению, хозяин, он же продавец лавки, попросил не снимать свою выкладку, но зато очень четко ответил на вопрос, почему у него все есть, а в сетевых магазинах наоборот,
- У меня когда что-то покупают, я сразу же доставляю на полку. Не буду же я сам себе запрещать это делать.
- А что, в той же «Пятерке» разве запрещают?
- Конечно.
- А смысл?
- Чтобы создать ажиотаж на ровном месте и заставить покупать больше.
Сначала эта версия показалась мне какой-то неправдоподобной. Но немного поразмыслив, и сопоставив фактуру, готов согласиться с тем, что сетевые продуктовые ритейлеры вполне могли запустить в действие изощренную маркетинговую технологию, которая позволяет им:
- Действительно принуждать покупать больше. Если одно уже закончилось, значит скоро может закончиться и другое, а значит надо брать. Поймал себя на мысли, что позавчера после вида полупустых полок и доверху нагруженных телег покупателей совершенно незапланированно, на всякий случай, прикупил кое-что из мясной гастрономии.
- Подчистить неликвиды в каждой из категорий. К примеру, на полках с макаронными изделиями остались экзотические варианты пасты с морскими водорослями, из гречневой муки, цвета пельменного теста, какие-то спиральки, за 130 и выше рублей за упаковку. У кого макароны действительно закончатся, за неимением лучшего купят что-то из этого.
- Раскрутить онлайн-торговлю продуктами. Как ни странно, в онлайн-магазинах сетей «полки» отнюдь не пусты.
- Премии за выполнение KPI топ-менеджерами: за рост продаж, за прирост интернет-торговли, за рост курса акций на биржах.
- Ну и вишенка на торте. Убедить государство в своих героических усилиях по борьбе с дефицитом и выпросить у него компенсацию затрат на создание запасов продукции. К слову, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что его ведомство уже пошло навстречу сетям в вопросе таких компенсаций.
Оставим в стороне моральный аспект такого поведения сетей, если оно действительно имеет место быть. Но с тем, что март у них выдался необычайно жирным, спорить глупо.
Лично меня в этой истории напрягает один момент. Почему при таком аномальном клиентопотоке продуктовые ритейлеры не спешат раскошелиться, чтобы защитить от вируса своих продавцов, обеспечив их масками?
Ведь именно на них сверху вниз ежедневно «брыжжут слюной» тысячи покупателей, а многим женщинам-кассирам сильно за 50...