Нельзя так просто взять и написать, не задумываясь, слитно или раздельно. К счастью, мы давно задумались и точно знаем ответ. И, конечно, расскажем вам, как определить верное написание и запомнить суть различия раз и навсегда.
Итак, откуда путаница? Дело в том, что существуют оба варианта написания, которое зависит от части речи: «также» — союз (пишется слитно), «так же» — сочетание местоименного наречия с частицей (пишется раздельно).
А вот определить, что употребляется в каждом конкретном случае, союз или наречие с частицей, позволяет контекст или смысл, вложенный автором.
Союз «также» выполняет присоединительную функцию или служит для связи однородных членов предложения, частей сложносочинённого предложения и даже предложений в тексте. К нему нельзя задать вопрос, «же» нельзя убрать без потери смысла, часто употребляется с союзом «а». И главное, что помогает определить слитное написание, это то, что союз можно заменить синонимами: и, тоже, ещё, вместе с тем.
Примеры слитного написания:
- в блокноте было много записей: заметок, размышлений, а также воспоминаний (и воспоминаний);
- также компания занимается переработкой пластиковой упаковки (ещё компания занимается);
- переработка мусора также положительно влияет на нашу репутацию (тоже положительно влияет).
Сочетание местоименного наречия с частицей «так же» обозначает что-либо, сделанное похожим образом, подразумевает сравнение. Можно задать вопрос: «каким образом?» — частицу «же» можно убрать без потери смысла. Часто употребляется с союзом «как» или его всегда можно вставить. Имеет значение «одинаково», «подобно», «похоже». Данное сочетание можно заменить синонимами: таким же образом, именно так.
Примеры раздельного написания:
- Вася бегает так же быстро, как Саша (бегают одинаково быстро);
- Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», Булгаков в своё время поступил так же с «Мастером и Маргаритой» (поступил таким же образом);
- они живут в роскоши, я хочу так же (хочу именно так).
Есть и такие случаи, когда в одном и том же предложении можно написать по-разному, это зависит от общего смысла.
Например:
- Прогуливание учеником уроков портит впечатление учителя о нём. Прогулы также плохо сказываются на его успеваемости (ещё прогулы плохо сказываются на успеваемости).
- Лень очень мешает ученику хорошо учиться. Прогулы так же плохо сказываются на его успеваемости (прогулы так же плохо сказываются на успеваемости, как и лень, таким же образом).
Подытожим! Не знаете, как писать? Во-первых, разберитесь, перед вами присоединение или сравнение (даже если оно просто подразумевается), во-вторых, замените синонимом. Пишите!