Вирус COVID-19 стал главным антигероем в мировой экономике. Закрытые границы, сбои в поставках товаров из Китая, отмена крупнейших деловых форумов, паника в социальных сетях не могут не отразиться на потребительском поведении. Эксперты российского рынка недвижимости дают различные прогнозы о последствиях пандемии и карантина.
Под удар попадают торгово-развлекательные центры (из-за рекомендации без необходимости не покидать дом и не появляться в местах скопления людей), кинотеатры и культурно-досуговые центры, а также гостиницы (сокращение туристических потоков из за границы) и отельный конференц-сегмент - под запретом оказались мероприятия с численностью более 50 человек.
Информационный портал Арендатор.ру попросил экспертов рассказать, как себя чувствует гостиничный сегмент, и правда ли в ближайшее время отельные операторы будут понижать цены на номерной фонд из-за низкого спроса.
В нашей стране за последние 5 лет мартовская загрузка гостиниц в среднем составляла 60-70%, март 2020 года будет демонстрировать существенное снижение. Официальные источники говорят о 50% спаде,
- напомнила Татьяна Белова, заместитель директора, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE.
Есть гостиницы, где доход от мероприятий составляет значительную долю в структуре выручки. Крупные конгресс-площадки сейчас испытывают трудности.
Мария Онучина, управляющий директор PM Becar Asset Management, считает, что отельный бизнес ждет непростой сезон.
Москва и Санкт-Петербург почувствуют это особенно (ввиду отмены/переноса крупных мероприятий, ограничения авиасообщения, закрытия въезда для организованных туристских групп). Уже сейчас отели получают огромное количество отмен бронирований на ближайшие периоды. Некоторым отельерам приходится частично закрывать гостиничные объекты.
По состоянию на март 2020 года загрузка отелей Санкт-Петербурга уже сократилась на 20% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). Средний тариф на проживание еще пока соизмерим с показателями 2019 года, рассказала она.
По прогнозам аналитиков, в 2020 году гостиничный рынок может не досчитаться 15-20% от годового объема выручки.
А вот Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, уверена, что пока все прогнозы, касающиеся размера убытков, являются спекуляцией.
Ситуация в некотором роде похожа на пик распространения атипичной пневмонии 2003 года в Канаде. При оптимистичном сценарии можно рассчитывать на восстановление спроса на гостиницы Москвы, Санкт-Петербурга в конце лета – начале осени... Чтобы полностью преодолеть последствия кризиса в части доходности на номер, потребуется несколько лет – может, 2-3 года,
- считает эксперт.
По ее словам, например, Сочи пока в меньшей степени затронут кризисом, там не было иностранных туристов, так что закрытие границ на город не повлияло.
Что касается стоимости номеров, то если сезон не будет сорван, то у гостиниц нет причины опускать цены. Если же будет иной сценарий, то опускать цены бесполезно – или клиент есть, или его нет,
- заявила Смирнова.
С коллегой солидарен генеральный директор IVASHKEVICH Hospitality Станислав Ивашкевич. По его словам, российские туристы с доходом выше среднего сейчас активно посещают курорты Краснодарского края, Крым и Минводы.
В настоящее время в Сочи загрузка отелей составляет порядка 75%. Если говорить о восстановлении спроса в целом, то на мой взгляд, в сентябре-октябре рынок достигнет докризисных показателей,
- добавил эксперт.
При общем спаде заполняемости отелей в Москве и Питере, многие эксперты отмечают повышение запросов на проживание в загородных гостиничных комплексах.
А теперь перенесёмся из мегаполисов и курортных центров в региональные города.
Управляющий отеля Four Points by Sheraton Kaluga Александр Дарькин рассказал, что посещаемость отеля действительно существенно снизилась - приблизительно на 50%, поскольку основную долю гостей составляли иностранные граждане, приезжающие в Калугу в командировки.
Стоимость номеров существенно не снижаем, но начали уделять большее внимание развитию внутреннего туризма. К примеру, для наших гостей предлагаем проживание 3-х дней по цене 2-х. Что касается мероприятий, то они частично отменились, частично перенесены на период сентябрь-октябрь,
- добавил он.
Смотрите также:
________________________
Понравилось? Ставьте лайк, чтобы мы это поняли!
И обязательно подписывайтесь на Арендатор.ру - мы знаем еще много об офисах, коммерческой недвижимости, ритейле и инфраструктуре Москвы и регионов!