Как много мне еще предстоит узнать о своем любимом городе….
Во время написания моего прошлого поста о здании Государственной Думы, я упомянула об Аллее Ильича. И когда я полезла узнавать о ней больше, то для меня открылась совершенно незнакомая страница истории моего города.
Генеральный план 1935 года.
Это был удивительнейший план по своему масштабу и смелости решений.
Вот что было записано в постановлении Моссовета от 1935г: «Красную площадь расширить вдвое, а центральные площади — им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции — в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить. Территорию Китай-города освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения. Высокий холмистый берег (Зарядье) освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания Дома промышленности и с оформлением сходов к реке».
Подробнее о невоплощенных проектах тут: http://back-in-ussr.com/2015/03/nevoploschennye-proekty-moskvy.html
Люди мечтали построить европейский город, город образчик стиля. Город-сад.
Давайте посмотрим на Москву 30-х.
К 30-м годам в Москве было очень много приезжих из деревни. Жить людям было практически негде. Размер жилой площади на человека уменьшался и достигал примерно 4-х метров квадратных на человека. Люди бежали из деревень от голода. Шла коллективизация. Вокруг Москвы стояли кордоны и не пускали в Москву беженцев.
Бывшие крестьяне пополняли собой рабочий класс Москвы. Культура городская сливалась с деревенской культурой. Приезжие не знали как проводить свободное время по-городскому. Возросла преступность.
Москва тогда была городом без широких улиц, асфальта, канализации.
«Москва 30-х годов была городом страшным. Изобилие НЭПа — было ли это? <…> Бесконечные очереди в магазинах, талоны и карточки… мрачные улицы… <…> На Ивантеевской фабрике матери протягивали мне грязных детей, покрытых коростой, пиодермией и диатезом. Закрытые распределители для привилегированных и надежных. <…> Заградительные отряды вокруг Москвы, которые не пропускали, отбрасывали назад поток голодающих с Украины. Но одиночные голодающие проникали в Москву в своих коричневых домотканых рубахах и брюках — протягивали руки, просили. Ну что могла дать Москва? Талоны на хлеб, на керосин».
В.Шаламов.
Вначале 30-х был проведен опрос экспертов по разработке плана новой Москвы. Все согласились, что Москва это центр международного политического движения и должна ему соответствовать.
Всерьез высказывались мнения о полном сносе центра с его кольцевой структурой и выстраивания его заново. И вот тут- то и появляется Аллея Ильича. Она должна была стать главной улицей Москвы, пронизывающей Москву. Кусок этой аллеи – Манежная площадь. Помните, какой она была широкой до открытия ТЦ «Охотный ряд»? Вот такой широкой и должна была быть Аллея Ильича. Снесено было бы все, что стояло у нее на пути. От Измайлова до юго-запада. Волосы начинают шевелиться от того, что мы могли потерять! Застройку Охотного ряда, церкви, Дом Пашкова, Храм Христа Спасителя. Часть из них мы потеряли.
«Представьте себе массовый праздник в социалистической Москве, когда десятки тысяч отдыхающих пролетариев будут проходить по аллее Ильича, ликовать на полях массовых действ, отдыхать на воде. Воздушная подвесная дорога несет все новые и новые партии москвичей над Москва-рекой на зеленые Ленинские горы, откуда открывается волшебная панорама новой Москвы, уже без блестящего медного купола храма Спасителя, но с возвышающимся силуэтом из металла, бетона и стекла — величественного здания Дворца Советов», — восторженно писали в 1935 году.
Хорошо, что ограничились только Манежной площадью.
Вот такая история.