Это интервью с человеком, лицо которого может показаться вам совсем незнакомым. Но мы более чем уверены, что его игру вы слышали не раз (если вы считаете себя поклонником рок-музыки), даже не задумываясь о том, в чьих руках находился инструмент во время записи композиции или альбома. Он успел поработать с огромным количеством прекрасных музыкантов: от Земфиры до Найка Борзова. А профессионалы такого калибра, как правило, не приглашают тех, кто этого не достоин.
Владимир «Корней» Корниенко — автор песен, гитарист, аранжировщик, лидер одноименной рок-группы «Корней», сессионный музыкант и, что немаловажно, очень душевный и умеющий расположить к себе человек.
Жизнь Владимира постоянно бурлит. Мастер-классы, работа в студии, концерты… Сложно сказать, как ему всюду удается успевать, но по опыту мы знаем, что успевают прежде всего те, кто никуда не торопится. А для его профессии это особенно важно. Да и поговорка про «людей насмешишь» актуальной быть не перестает и сейчас.
Владимир, приветствуем тебя!
Сначала о насущном. Чего ждать всем поклонникам твоего творчества в новом 2020-м году? Будет ли долгожданный альбом твоего проекта? Где тебя можно будет услышать как сессионного музыканта? И вообще планов много или же год обещает быть более-менее спокойным?
У меня волей судеб сложилась жизнь аранжировщика и студийного музыканта. Мою недавнюю работу можно услышать на релизах «Моей Мишели», «Кармины», «Дяди Солнышко», «Ясного-Светлого», Ульяны Ми и Павла Пламенева. Очень разные по стилю артисты, и все очень талантливые и самобытные. Иногда у меня у самого пишется. Надеюсь выдать вам что-то красивое из-под своего пера к концу года - может EP, а может и альбом. Тем более, что коронавирус: концерты поотменялись, и у меня чуть больше времени посидеть-подумать.
В интервью kp.rostov, отвечая на вопрос о том, когда в нашей стране научатся слушать хорошую музыку, ты говоришь о том, что для этого должна сформироваться традиция. В этом ключе следующий вопрос: почему, на твой взгляд, во многих людях в России так силён дух отрицания? В советские годы – отрицания ВИА в пользу джаза, а позднее рока, затем – отрицание отечественного же рока (причём очень агрессивное) и засилие попсы (а не поп-музыки, увы) и шансона (к реальному шансону, опять же, отношения не имеющего). И ещё. Скажи пожалуйста, есть ли в нашей стране хорошая качественная поп-музыка, которую в принципе не стыдно было бы слушать и которая могла бы стать хорошей альтернативой тому, что звучит отовсюду сейчас?
Я думаю, что музыка тем ценней слушателю, чем больше она ему дарит свободы и новых переживаний. И давать их она должна на языке для всех доступном, а для молодых - ещё и на свежем. При этом коммерческая музыка для того, чтобы привлечь максимум публики, ищет самые общие, грубые и предсказуемые посылы и энергии. Где же искать музыку более утончённую, смелую и необщую? В Интернете, вестимо. Сортировать по количеству просмотров, в сторону возрастания.
Вопрос хотя и неявно, но связанный с предыдущим. Если заглянуть на просторы российского музыкального YouTube (в частности, гитарного) и сопоставить его с подобным же контентом, выпускаемым в других странах, то одной из самых очевидных отличительных особенностей российского сегмента является дешёвый хайп, замешанный на скандалах, взаимных оскорблениях, троллинге и прочих «радостях». Отовсюду доносится постоянная критика всего и вся, обвинения окружающих в некомпетентности, помноженные на манию собственного величия. Как ты думаешь, откуда такая склонность к «холиварам» и нежелание налаживать нормальный человеческий диалог? Почему именно у нас так любят «ниспровергать авторитеты», несправедливо и необоснованно критикуя великих музыкантов с «высоты» своего диванного опыта?
Если я правильно понял, среди этих людей мало работающих, гастролирующих, записывающихся музыкантов. В основном это преподаватели или обозреватели. Полагаю, это у них такой способ поднять просмотры и собрать больше учеников. Но, кстати, и играть после таких видео я стараюсь чище какое-то время. Хотя любого концертного Блэкмора или Пейджа всё равно поставлю вперёд любой чистовой записи Юры Шильникова. Не знаю, их просто интересней слушать.
В том же интервью kp.rostov, рассказывая о собственном проекте, ты говоришь о том, что состав участников непостоянен, что логично и понятно. А в чём ты видишь плюсы и минусы подобного непостоянства?
Он не то чтобы именно непостоянен. Все, кто играет со мной, отличные люди и музыканты, с которыми у меня общность эстетических взглядов. Это узкий круг, и расширяю я его крайне осторожно. Видите, тут есть и постоянство тоже. Обсуждать плюсы-минусы не вижу смысла. Если бы меня серьёзно не устраивала ситуация - наверное, я бы её изменил.
Касательно работы с группой. Не кажется ли тебе, что сейчас вообще наступает время одиночек, сольных музыкантов, использующих современную технику (те же луп-станции, например), что позволяет компенсировать отсутствие на сцене соратников по музыке? Как ты относишься к творчеству таких музыкантов-одиночек, интересно ли тебе наблюдать за их работой на сцене?
Мне очень нравится артист-одиночка как концепция - чем самобытней, тем лучше. Слышен ты. Слышны твои песни. И вот мне кажется, что луп-станции от сути песни чаще отвлекают. Хотя техническое умение с ходу загнать в повторялку убедительный грув, конечно, вызывает уважение; у меня никогда не получалось.
В интервью интернет-изданию lenta.ru ты говоришь о том, что перед записью или выходом на площадку с инструментом обязательно нужно пообщаться, разыграть его. Многие музыканты вообще склонны считать инструменты по-настоящему живыми и наделяют их некими мистическими свойствами. Расскажи, пожалуйста, были ли в твоей жизни случаи, когда гитара «вела себя» непредсказуемо, «проявляла характер», и всё это не поддавалось разумному рациональному объяснению?
У меня ровные, годами притёртые отношения с моими гитарами - даже если что-то меняется в их поведении, обычно я понимаю причины и имею при себе всё, чтобы приспособиться под них. Как правило, причинами являются влажность и температура, реже акустические свойства помещения. Вообще-то я сам гораздо нестабильней, чем мои гитары!
В том же интервью ты рассказывал об участии в фестивале «Золотая гитара» и о том, какое впечатление произвела на тебя игра Евгения Финкельштейна. Одному из нас довелось побывать на его концерте, равно как и на выступлениях Ровшана Мамедкулиева, Артёма Дервоеда и других всемирно известных мастеров классической гитарной школы, поэтому мы хорошо понимаем, о чём ты говоришь. Расскажи, пожалуйста, какую роль в твоей жизни сейчас играет классическая гитарная музыка? Есть ли время и возможность самому заниматься на классическом инструменте?
За рок-гитарой стоят всего 70 лет развития. За классической гитарой - века. Репертуар для классики многократно разнообразней, выразительней и сложней. Я не занимаюсь на классике. Это очень глубокий предмет, мне поздно начинать. Но каждый раз, когда я по своему намерению беру в руки электрогитару или дредноут, я где-то в уголке сознания держу некий воображаемый суммарный образ всего, что было сделано на гитаре классической. Это придаёт мне свободы и дерзости. А потом выкидываю это всё из головы, просто слушаю сердце и начинаю импровизировать.
Традиционный вопрос хит-парад. Назови свой топ-5 классических (или нет) гитаристов на всем постсоветском пространстве?
Упс. Назвав одних, я обижу других.
У тебя очень разноплановые творческие проекты – сессионная работа, гастроли, твоя собственная музыка, создание саундтреков и т.д. А есть ли ещё какие-то идеи, которые ты сам хотел бы воплотить или поучаствовать в их воплощении, но пока не довелось? Если да, расскажи, пожалуйста, об этом.
Очень много черновиков. Многие из них явно не для «Корнея», при этом в голове крутятся постоянно. Некоторые неприлично попсовы и слащавы для моего рок-реноме. Некоторые слишком артовые, и вот с ними вообще непонятно, что делать, как реализовать даже.
В интервью порталу rblogger.ru ты говоришь о том, что работа над любой песней идёт всю жизнь. И всё же. «Каноническая» альбомная версия – это некая конечная точка, или же впоследствии ты всё равно возвращаешься к уже воплощённым и зафиксированным идеям и модифицируешь что-то? Не мешает ли это двигаться вперёд, ведь для многих музыкантов необходимым условием для дальнейшего развития является воплощённая потребность «отпустить» песню?
Как правило, я сразу аранжирую песню так, чтобы больше аранжировку не менять. Но изменения неизбежны хотя бы потому что: а) каждый из музыкантов переживает песню и партии немного по-своему; б) я иногда оставляю «островки свободы»; в) иногда спустя время моя песня обретает для меня другие значения; г) в 2006 году мой друг Макс Шевченко предложил другой вариант третьего куплета песни «Иди ко мне».
В интервью порталу rockcult.ru, говоря о работе над пластинкой, ты упоминал, что для песни, которую собирался выпускать в качестве сингла, готовил формат radio edit – то есть, по сути, удалил более минуты звучания. Как ты считаешь, возможны ли сейчас неформатные прорывы, классическим примером которого была, например, «Богемская рапсодия» (или, если уж быть точным, «Богемная рапсодия»)? Или это время безвозвратно ушло и сейчас, если композиция не укладывается в рамки формата, у неё нет шансов на то, чтобы попасть в ротацию?
Сама ротация перестала быть единственным путём к слушателю: уже полно ребят и девчат, выстреливших через интернет прямиком в туры. Лично я считаю 3:30 вполне себе идеальной формой подачи песни, но если у вас реально есть что вложить в 5:30 и на это время слушателя заинтриговать, думаю, это поймёт и программный директор.
В том же интервью ты рассказываешь о том, как вы с Найком Борзовым однажды записали альбом за два дня, причём без предварительной «домашней работы». Того, кто видел, как ты играешь, думаю, это не удивляет. Вопрос: в чём, на твой взгляд, преимущества подобного подхода к записи? И каковы недостатки? Многое ли потом хочется переделать, переписать?
Мне всё больше нравится спонтанность. За последние пару-тройку лет записали с группой «Ясный-Светлый» несколько импровизационных экспериментальных альбомов, удивительных по звучанию и атмосфере. Саранжировать такое невозможно. Но я же не знаю, сколько времени у них уходило на редакцию и прочий пост-продакшн. Современный свободный доступ к студии размывает границы даже между спонтанностью и выверенностью. Но и в той, и в другой концепции мне легко и интересно.
Известно, что тебе доводилось играть на исключительно редких и уникальных инструментах – прототипах гитар Fender, раритетных Gibson. Скажи, это всё-таки больше вопрос истории и культуры, или в этих инструментах действительно есть та самая магия звука? Иными словами, так ли хорош, к примеру, Gibson конца 1950-х годов выпуска, или же это всё же больше легенда?
Все легенды, которые рассказывают о звучании Gibson и Fender 50-x годов, к сожалению, правда. Сейчас так не умеют. Нет того дерева и тех технологий - более примитивных, но и более тщательных, и при этом оставляющих зазор для некой волшебной случайности. Плюс время, которое делает с инструментом то, чего никакой Custom Shop не сможет. Возможно, это всё меньше значит для слушателя и больше для гитариста. Но сами ощущения от игры на старинном, просохшем и насквозь резонирующем дереве через датчики ручной намотки из правильных материалов - это вдохновляет так, что и слушатель, наверное, в накладе не останется. Особенно если старый инструмент дошёл до нас в хорошем техническом состоянии.
Известно, что по профессии ты переводчик. Замечательный музыкант Сергей Калугин в своё время в одном из интервью говорил о том, что перед тем, как самому что-то писать, стоит ознакомиться с тем, что накоплено в мировой поэзии до тебя. Помогает ли тебе полученное образование при работе над собственными текстами (к примеру, читал ли ты художественные произведения на языке оригинала?) и как часто ты проводишь время за чтением книг (при твоей занятости)? Как относишься к аудиокнигам? Считаешь ли их полноценной альтернативой чтению произведений на бумаге?
Я читаю гораздо меньше, чем должен бы. Думаю, это как-то коррелирует с тем, что я в целом мало пишу песен. Но настоящие песни рождаются из переживания мира. Заменяют ли книги переживание? Лишь отчасти. Аудиокнига - это отдельный вид искусства. Чтец диктует и скорость восприятия, и харизму героев, и эмоцию. Это если тебе в принципе нравится его голос, и ты продолжил слушать. Иногда это бывало хорошо. Но я предпочитаю не рисковать.
Известно, что ты очень любишь творчество The Beatles. Довелось ли тебе побывать на концертах Пола Маккартни и/или Ринго Стара во время их визитов в Россию? Бывал ли ты вообще на концертах тех музыкантов, пластинки которых в наибольшей степени повлияли на твоё становление? Если да, расскажи, пожалуйста, об этих концертах подробнее.
Три главных концерта в моей слушательской жизни - King Crimson в 2003-м, Sonic Youth в 2007-м и Пола Маккартни в 2011-м. Мне не хватит формата интервью, чтобы описать все свои впечатления. Легендарный статус каждого из трёх артистов абсолютно, многократно оправдан.
Ты по праву считаешься одним из лучших мастеров гитары в нашей стране. Давит ли на тебя ответственность из-за того, что тебе надо постоянно не опускаться ниже определенного высокого уровня? Как ты справляешься с волнением перед живыми выступлениями или оно отсутствует у тебя, как явление?
Я не мастер даже близко. Я просто могу что-то из того, что чувствую здесь и сейчас, относительно благозвучно передать через гитару. Перед выходом на любую сцену я понимаю, чем намерен поделиться со слушателем (иногда ничем, так тоже бывает) и как примерно это сделать технически. Я понимаю, что по ходу концерта возможны случайности, которые сделают его уникальным, даже если не понравятся мне лично. Конечно, я стараюсь держать необходимую техническую и импровизационную форму. Как раз для того, чтоб не волноваться перед концертами.
Ты видишь в нашей стране какие-то положительные сдвиги, связанные с рок-музыкой (общий уровень мастерства, крутые молодые группы и так далее)? Или всё также как и было 10, а то и 20 лет назад, а то и хуже стало?
Технически у нас по року стало всё отлично. Только не о чем стало петь. И как будто незачем. Новый Цой - это Дудь.
Если бы тебя спросили: какие 3 вещи тебе не хватает для абсолютного жизненного и музыкального счастья сейчас и 10 лет назад, что бы ты ответил тогда и сегодня?
10 лет назад - чтоб в Москве не дымило. Сейчас - чтобы кончилась война на Донбассе. Неприлично увеличились за 10 лет мои запросы.
У тебя в жизни были случаи, когда тебя выручало так называемое «шестое чувство», может быть, спасало от каких-то проблем или, например, помогало при написании песен? Ты доверяешь своей интуиции или же особо не веришь в подобные вещи?
Не знаю, что такое интуиция. Есть вкус. Есть ощущение гармоничности ситуации или произведения. Нет дара предвидения или телепатии. Но иногда спасает опыт и элементарная логика.
Какой главный совет ты бы дал всем тем, кто хочет стать рок- музыкантом? Когда ты находился в начале своего творческого пути, чьи слова или поступки служили главной мотивацией для тебя?
Главной мотивацией была и остаётся сама музыка. Но если хотите цитат… «Становитесь профессиональным музыкантом только если у вас нет выбора» - так сказал Роберт Фрипп. А папа мне сказал: «Володя, песню надо сыграть от начала и до конца». Звучит вроде просто, да?
Беседу вели: Артём Гарькавый (Dj Distemper) и Павел Краснокутский.
Фото предоставили: Владимир Корниенко, Анна Ульянова, Николай Бируля и Bez Kosmosa.
Орфография и пунктуация собеседника по возможности сохранены.
Вступайте в группу Музыкальный портал Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/golosrocka
Instagram: https://www.instagram.com/golosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q