Человек-легенда советской разведки из числа старой гвардии большевиков, ветеранов-чекистов. Трижды представляли к высокому званию Героя Советского Союза. И орден Ленина имел, два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1 степени. А вот медаль Золотая Звезда так и не нашла своего Героя, ни при жизни, ни после.
В народной памяти Георгий Иванович навсегда останется настоящим чекистом, имевший богатую боевую и разведывательную биографию в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны тоже не раз отличился. И мог бы сделать ещё больше, но 2 года просидел в турецкой тюрьме, с 1942 по 1944 годы.
Но обо всём по-порядку.
Как и большинство великих людей советской эпохи, родился в бедной крестьянской семье Забайкальского округа (ныне территория Бурятии).
Активный участник Первой Мировой и Гражданской войн. Партизанил против белогвардейцев и японцев на Дальнем Востоке, добился больших успехов.
Ещё больших результатов добился как разведчик, находясь в Монголии и в Китае, отучившись до этого в Институте востоковедения на китайском факультете.
В Особой группе НКВД СССР благодаря полковнику Мордвинову оказалось много ветеранов-чекистов, воевавших в Гражданскую на Дальнем Востоке. Например, Никифор Коляда и Алексей Флегонтов и другие товарищи. Многих боевых друзей вновь свела судьба летом 1941 года, когда гитлеровцы напали на СССР, "старая гвардия" рвалась в бой.
Вот как описывает деятельность полковника Мордвинова, старший лейтенант госбезопасности Рыбкина Зоя Ивановна. Уйдя в отставку после многолетней службы в разведке, она стала известной детской писательницей под псевдонимом Зоя Воскресенская. А в начале войны принимала активное участие в заброске первых отрядов и групп, разведчиков-одиночек. И параллельно занималась подготовкой т.н. "московского плана" - программы яростного сопротивления и тотальной войны диверсионными методами и террором высших руководителей Рейха, включая покушение на Гитлера.
Поэтому так бесценны личные воспоминания Зои Ивановны:
«В кабинетах на Лубянке в одних сейфах револьверы и патроны, наручные часы, компасы, в других — партийные и комсомольские билеты, списки отправленных в тыл, их “легенды”. На полу — ящики с патронами. Толовые шашки, бикфордовы шнуры. Бутылки с зажигательной смесью, — вспоминает Зоя Ивановна. — Каждый из работников Особой группы, на основе которой была создана Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), тоже готовился к тому, чтобы в любой момент направиться в тыл врага. Одни группы предназначены для подрывной работы на железных дорогах по уничтожению живой силы и техники врага, они сбрасываются на парашютах в леса, другие — разведывательные — должны осесть в городах. Для каждой группы своя легенда, своя программа действий.
Разведгруппа — это почти всегда семья: дед, бабка, внук или внучка. “Дед” — руководитель группы, “бабка” — его заместитель, “внук” или “внучка” — радист-шифровальщик. Деды и бабушки — старые большевики, лет под шестьдесят и старше, с огромным опытом подпольной работы и партизанской борьбы во время Гражданской войны. По возрасту и состоянию здоровья они освобождены от военной службы, должны ехать в эвакуацию с семьями, но наотрез отказались.
Только на фронт, на передовую или в партизанский отряд. Появились у нас и “испанцы” — бойцы различных родов войск, участники сражений в республиканской Испании, члены интернациональных бригад.
…Полковник Мордвинов отбирал людей из “старой гвардии”. Сам Мордвинов — человек легендарного мужества и отваги. Закончил Институт востоковедения, китаист. Дважды его приговаривали к смертной казни. Первый раз попал в плен к японцам, второй раз, уже будучи разведчиком, “провалился” в одной из европейских стран. Оба раза сумел выскользнуть из рук вражеских контрразведок. Я работала в паре с Георгием Ивановичем, мы подбирали для его “стариков” дочек, внуков, других помощников. В жгучие июльские дни сорок первого по Маросейке, на углу которой находится здание ЦК ВЛКСМ, вытягивалась по тротуару нескончаемая очередь молодежи, главным образом из не достигших призывного возраста. Было среди них много и девушек. Все они требовали немедленной посылки на фронт, и только на передовую. Я отбирала из этих ребят радистов, переводчиков со знанием немецкого языка, парашютистов, лыжников, “ворошиловских стрелков” и включала в наши группы, которые именовались “Смерть немецким захватчикам”».
Некоторые старые большевики практически сразу отправились в тыл врага поднимать народ на борьбу с оккупантами и их пособниками. Из малочисленных организаторских групп и чекистских спецотрядов, позже вырастали целые бригады и даже партизанские соединения.
Когда угроза захвата Москвы миновала, Наум Эйтингон, Георгий Мордвинов, Александр Тимашков и другие товарищи, были направлены в Турцию с очень деликатным и ответственным заданием.
Тот самый Александр Эрастович Тимашков по прозвищу "Левша", изготовивший знаменитую коробку "конфет". Которую на боевом взводе будущий начальник Особой группы НКВД СССР Павел Анатольевич Судоплатов вручил лично в руки лидеру украинских националистов Коновальцу в Роттердаме 23 мая 1938 года. После такого "угощения" петлюровского прихвостня, ставшего немецким агентом и предводителем украинских бандитов, буквально разорвало на куски.
Так что опытный начальник стоял во главе Особой группы НКВД СССР, да и его заместитель Наум Эйтингон, непосредственно руководивший спецгруппой в Мексике, которая успешно ликвидировала Троцкого.
Поэтому не трудно догадаться с какой важной миссией отправились Эйтингон, Мордвинов и главный взрывотехник НКВД Тимашков.
Им предстояло совершить покушение на посла Германии в Турции Франца фон Попена. Не ясно только с целью полной ликвидации или только напугать. Скорей всего первый вариант.
Дело в том, что Попен искал связи с союзниками СССР по антигитлеровской коалиции, а именно с США и Великобританией. Предполагалось, что немцы на выгодных условиях для западных держав хотели заключить с ними сепаратный мир или даже военный союз против Советского Союза.
Понятно, что ни Сталин, ни Берия, не могли подобного допустить. Поэтому поручили старшему майору госбезопасности Судоплатову П.А. устранить данную угрозу. Из Стамбула группа выдвинулась в Анкару, где убрать фон Попена. Сначала планировали застрелить, но затем решили взрывать без оболочным пластидом.
Произошло непредвиденное, бомба взорвалась в руках курда-студента стамбульского университета, на противоположной стороне бульвара, по которому шёл Попен с женой.
Неудавшийся исполнитель диверсии разлетелся на части в самом центре турецкой столицы, не причинив вреда немецкому послу, оглушив взрывной волной и звоном выбитого стекла вокруг.
И хоть не было доказательств и улик против советской миссии, российское консульство оцепили на длительный срок.
Долго рассказывать как и почему, но Мордвинову пришлось добровольно сдаться турецким властям, а те, его и еще одного кадрового разведчика, не имевшего отношения к покушению, приговорили к 20 годам заключения. Больше в угоду гитлеровцам, особо не церемонясь и не вдаваясь в детали расследования, доводам подсудимых, к которым не допустили не только адвокатов, но даже переводчиков. Турецкое судилище.
Спустя 2 года, когда советско-германский фронт трещал по швам и была разбита вдребезги центральная группировка противника, в ходе блестящего наступления Красной Армии, получившего название "Операция "Багратион". Турки внезапно помиловали и отпустили наших разведчиков-нелегалов, уже в угоду Советскому Союзу, поняв, что фашистская Германия окончательно проиграла войну и полный разгром немцев уже был близок.
Георгий Иванович успевает принять участие в не менее знаменитой операции советской разведки под кодовым названием "Березино".
А также забрасывался в тыл германских войск. Его трижды представляли к Званию Героя Советского Союза. Награждения, вполне заслуженного, как совокупность всех подвигов полковника Мордвинова, увы, не последовало.
Участник трёх войн - Первая Мировая, Гражданская и Великая Отечественная война как главная арена борьбы Второй Мировой и участник нескольких секретных операций, он по праву считается Народным Героем.
Вот такой была первая половина ХХ века, удивительное время, когда полуграмотные крестьянские дети из бедных многодетных семей, превращались в уникальные личности и исторические персонажи. И подобных примеров была масса, таких идейных людей было большинство. Потому и победили, что были такие предки у нас.
На моём канале про тридцать Героев войны написано, а им, даже если брать самых выдающихся, конца и края нет, миллионы.
Проживали они фантастические судьбы, достойные отдельных фильмов и сериалов. А пока мы их помним, они живы в нашей памяти, их подвиги никогда не должны забываться