Найти тему
Just Alex

Валерий Приёмыхов: "Чужой, среди своих".

"Актёр, сценарист, режиссёр" - именно так можно сказать об этом замечательном человеке. Именно из - за своей творческой разносторонности Валерий Михайлович осознанно существовал как-то отдельно в кинематографической среде. Он никогда не стремился кому-то понравится, потому что слишком хорошо знал всю подноготную своей профессии. Да и сама киношная среда относилась к нему как-то настороженно. Кто - то его опасался, кто - то любил, а кто - то просто не понимал, но отрицать его талант - никто и никогда не посмел бы.

Образы, созданные им на киноэкране внушают доверие, отображают истинную мужественность и заставляют сопереживать герою. Достаточно вспомнить один кадр из фильма "Холодное лето 53-го", в котором его герой по имени "Лузга", наблюдает за захватом деревни группой уголовников. Очень запоминающийся эпизод. Лишь только из - за этой роли Валерий Приёмыхов уже навсегда вошёл в историю советского кинематографа.

Кадр из фильма "Холодное лето 53-го"
Кадр из фильма "Холодное лето 53-го"

Чужой для своих коллег, но такой родной для зрителя. Инженер, бандит, офицер, следователь, пьяница - ещё не полный список сыгранных им работ. В своих персонажах он был до мозга костей простым и загадочным одновременно, что и вызывало восхищение (лично у меня). И каждый его образ был достоверен и почти документален. Личные убеждения и большой жизненный опыт становились неотъемлемой частью его киногероев. Они говорили то что думает сам Приёмыхов, и верили во что он верил. Возможно поэтому Валерия в жизни не воспринимали как артиста, несмотря на его опыт работы в театре. Но каждой своей ролью он пробуждал в людях что - то живое и пробиваясь через равнодушие, заставлял задуматься о важном.

Кадр из фильма "Пацаны"
Кадр из фильма "Пацаны"

Его писательская интуиция, позволяла предугадывать грядущие события и связанные с ними проблемы. В начале 90-х годов, тема иммиграции становится очень актуальной и Валерий Михайлович был одним из первых режиссёров кто рассказал об этом в своей картине "Мигранты". К сожалению, картину легла на полку и зрители смогли оценить её лишь спустя 20 лет. Сегодня, фильм доступен для просмотра в интернете. В период застоя отечественного кинематографа (середина 90-х) Приёмыхову приходилось играть бандитов, убийц и наркоманов, но даже в этом амплуа он был бесподобен. Особо стоит отметить его игру в двух кинолентах того времени. Первым фильмом был "Крестоносец", где ему досталась роль вора в законе по кличке "Слава Дохлый". Помимо исполненной роли в этом фильме, Валерий выступил ещё и автором сценария. Как говорится - талантливый человек талантлив во всём.

Кадр из фильма "Крестоносец"
Кадр из фильма "Крестоносец"

Второй лентой была криминальная комедия "Мама не горюй". Несмотря на недолгое присутствие в фильме (13 минут) - образ наркомана по кличке "Дядя" вызывал восторг и улыбку на лице. Отмечу, что компанию Приёмыхову здесь составил ещё молодой и не слишком известный Иван Охлобыстин. Дуэт получился очень забавным.

Кадр из фильма "Мама не горюй"
Кадр из фильма "Мама не горюй"

И хотя тяжёлые времена заставляли принимать участие не в самых качественных кинолентах, он не мог не писать. Серьёзное увлечение прозой было пожалуй одним из самых светлых событий в его жизни. Результатом такого увлечения стала публикация книги "Двое с лицами малолетних преступников". Эта книга и легла в основу его последнего фильма "Кто, если не мы". Она была написана по детским воспоминаниям Валерия Михайловича. Поэтому и сам фильм получился очень искренним и личным.

Обложка книги
Обложка книги
Афиша фильма
Афиша фильма

К сожалению, жизнь отмерила ему всего лишь 56 лет. Он ушёл на смене тысячелетий, в августе 2000 года, когда можно было снимать всё и обо всём. Он многое сделал как актёр и режиссёр, но прежде всего был писателем. И наверное сделал бы больше, но не успел. И лишь к концу жизни он стал своим там, где весь свой творческий путь был отчасти чужим.

-8