Причин, по которым ребенок уходит на СО, может быть очень много. Родители, дающие образование детям дома, как правило, выделяют сразу несколько причин, которые повлияли на их решение забрать документы ребенка из школы или же изначально давать ребенку образование вне школьных стен.
Рассмотрим наиболее распространённые причины, чтобы понять каким же детям подходит СО.
1. Дети, которым нужен индивидуальный подход, часто оказываются на СО. Причин для соблюдения индивидуального подхода может быть множество.
Есть дети, которые учатся "неровно", одни темы для них не представляют никаких сложностей, проходятся легко и воспринимаются как давно изученный материал. Но вот с другими темами могут возникать сложности, нежелание их проходить, непонимание. Здесь СО – отличный выход, когда одни темы проходятся и закрепляются быстро, а трудные – проходятся медленно, но в целом темп обучения средний.
Возможно, для таких детей проще изучение тем по блокам, по "погружениям в тему", на не уроками. И родители или репетиторы будут видеть, на чем стоит остановиться, что повторить, к чему при необходимости вернуться.
Дети, у которых темп обучения быстрее у сверстников, предпочитают обучение вне школы, чтобы идти в своём ритме и не ждать остальных. Тем более, что многие центры дистанционной аттестации позволяют в один год сдать экзамены за два школьных года.
Или есть, например, дети-визуалы, которые с трудом воспринимают устную передачу информации, есть дети-кинестетики, которые усваивают материал через тактильные ощущения, индивидуальный подход к ним позволит передать информацию так, что она будет полноценно воспринята и хорошо закрепится в памяти.
2. Дети, которые серьезно занимаются спортом или искусством (танцами, музыкой, живописью), с трудом совмещают обучение в школе и другую деятельность.
Успехи в спорте или в музыке говорят об усидчивости ребенка и зачастую – о таланте. Ни сам ребенок, ни его родители, как правило, не хотят терять уже полученные результаты. Тренировки и репетиции занимают очень много времени, и тогда приготовление уроков переносится на поздний вечер и даже на ночь, в итоге ребёнок сильно переутомляется, и это сказывается на результатах любой его деятельности.
Если выбор в семье сделан, и имеются планы развивать ребенка в спорте или искусстве как профессионала, то уход на СО совершенно оправдан.
3. На СО довольно часто оказываются дети, педагогические взгляды родителей которых не совпадают с общепринятым школьным подходом.
Бывает, что у ребенка, начавшего обучение в школе, не хватает времени больше ни на что. Все время уходит на подготовку к урокам. Директора школ на собрании родителей будущих первоклассников открытым текстом говорят, чтобы детей не отдавали ни в спортивные секции, ни в музыкальные школы, так как нагрузка в школе серьезная. Но родители могут считать, что школа не должна заменять собой всю жизнь, поэтому на СО стремятся организовать ребенку и прохождение программы, и дополнительные занятия, и найти время для хобби.
Далеко не во всех семьях длительные каникулы считаются благом. За время летних каникул ребенок вполне может освоить материал отдельного предмета или материал следующей учебной четверти по большинству предметов. Он может двигаться дальше, отдохнув по неделе в каждый летний месяц и продолжая курс обучения практически непрерывно.
4. Особые условия жизни семьи, в которых проживает ребенок, еще одна причина, по которой дети оказываются на СО.
Если семья часто переезжает, живет то в одном городе, то в другом, выбор падает на СО, где ребёнку не надо привыкать к новой атмосфере, в школе и одноклассникам, испытывать на себе бесконечный статус новичка. Наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями на новых местах раз за разом стоит больших усилий. Не всем взрослым дается легко устанавливать и налаживать новые контакты за короткие сроки.
Если ребенок интроверт, ему сложно даются новые знакомства, то занятия вне школы - довольно безболезненный выход.
Ребенок из семьи, которая на время переехала в другую страну и собирается вернуться обратно, также выберет для себя СО. На новом месте могут быть проблемы с языком, а преодолеть языковой порог не всегда просто.
Многие семьи начинают сейчас практиковать переезд из больших городов в провинцию и проживание в условиях натурального хозяйства. Например, в отдалённых деревнях или поселках может не быть старших классов в школе, более того - может даже не быть школы, а добираться в ближайшую из-за расстояний или сложных погодных условий порой не представляется возможным. И здесь СО — идеальный выход.
5. Психологические причины перехода на СО можно назвать одними из самых весомых. Конфликты в школе между учениками существовали во все времена, но любой конфликт может перерасти в травлю, в том числе - в социальных сетях, и ребёнок, подвергающийся издевательствам, переживает сложнейшую гамму чувств. Он не чувствует себя защищённым ни в школе, ни дома, ни в интернете.
Родители далеко не всегда могут урегулировать подростковые конфликты, бывает, что и просто отмахиваются от жалоб ребёнка, предоставляя ему разбираться с ситуацией самостоятельно. Дети, пережившие конфликт в школе и ушедшие на СО, рады, что нашли в собственных семьях поддержку.
Травля, конфликты с одноклассниками и / или учителями наносят серьезную психологическую травму. Детям, которые пережили что-либо из этого, СО поможет восстановить силы и самооценку.
6. Мировоззренческие особенности семьи, в которой воспитывается ребёнок, обязательно влияют и на его жизнь, и на его образование. Невозможно в одной из частей небольшой статьи охватить весь вероятный спектр перехода ребенка на СО по этим причинам.
Например, родители могут считать, что обязательны раздельные классы для мальчиков и девочек.
Если семья религиозная, родители, а вслед за ними и дети, могут считать, что начало учебного дня или каждый урок должны начинаться с молитвы.
Или если в семье есть свой режим подъема, молитв, постов, то ребёнку в обычной школе соблюдать это все либо очень сложно, либо невозможно.
В таком случае СО – это безопасное и комфортное пространство, где можно соблюдать обычаи или религиозные воззрения семьи в полной мере.
7. Семью, а начиная со средней школы, и самого ребёнка может не устраивать уровень получаемых в школе знаний.
Тех, родителей, чей ребёнок только начинает обучение, может не устраивать школьная программа или уровень знаний выпускников школы. Таким детям родители стараются либо преподавать сами, либо находят репетиторов, которые соответствуют их, как правило, высоким требованиям.
Во многих школах делается упор на так называемое "интегрированное" обучение, которое подразумевает, что ребёнок должен с одинаковым успехом овладеть всеми преподаваемыми в школе предметами. Даже если ребёнок освоит полностью всю программу с отличием, то все равно после окончания школы ему придётся сделать выбор и в пользу определенного профессионального направления. И здесь совершенно понятно, что хорошему фармацевту необязательно красиво петь, а инженеру - необязательно помнить дату падения Рима.
Безусловно, разносторонне развитая личность ценна, но истинное развитие идёт от интересов. И есть много семей, где углубленное изучение нескольких предметов считается важнее освоения абсолютно всех деталей школьной программы, большая часть из которых забудется после освоения того или иного курса, не найдя дальнейшего применения.
У ребёнка, например, могут быть прекрасные данные для изучения программирования. Но школьный курс информатики - это не основы программирования, а скорее основы компьютерной грамоты.
Или другой пример: у ребёнка есть склонность к изучению языков. Среднестатистическая школа может дать ему, в лучшем случае, английский и немецкий (французский). В отдельных гимназиях или воскресных школах могут преподаваться основы древнегреческого, церковнославянского и латыни.
Но как быть в случае, если ребёнок хочет изучать, кроме английского или другого европейского языка, скажем, корейский и китайский? Ребёнок может считать их для себя и своей будущей карьеры наиболее перспективными.
Далеко не в каждом городе есть хорошие курсы программирования или курсы дальневосточных языков, значит, речь пойдёт либо об интернет-школах, либо о поездках в другой город. Совмещать школу и изучение тех предметов, которых в школе не преподают, довольно сложно, и СО при подобной образовательной дилемме — это выход.
Разумеется, такой список нельзя назвать полным. Но это наиболее частые причины, которыми руководствуются дети и их родители, выбирая СО. Думаю, что наши комментаторы смогут добавить, каким ещё детям подходит СО и по каким причинам.
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал. Будь в курсе домашнего обучения.
Автор: Олеся Яжук
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Полезны ли уроки труда? 8 жизненно важных навыков, которые нужно освоить до студенчества
Интервью с сыном. Что он думает про своё образование
Право на ошибку. Как современная система убивает веру в себя и создает тысячи неудачников