История семейного образования — как все начиналось

465 прочитали

Домашнее образование было основой на протяжении всей истории российского государства.

Домашнее образование было основой на протяжении всей истории российского государства. Старшие передавали младшим свой опыт и поддерживали семейные традиции.

Старшие передавали младшим свой опыт и поддерживали семейные традиции. Родители делились с детьми моральными устоями и профессиональным опытом. В семьях крестьян ремесла передавались из поколения в поколение. Ребенок с малого возраста помогал в быту и по хозяйству.

Детям высших сословий давали образование другого уровня. Знатные бояре становились их учителями.

Представителям аристократии давали знания не только по выпечке хлеба или управлению лошадьми, их еще обучали грамоте. Образование несло большой религиозный уклон. Церковные книги использовали в качестве учебников и по ним учили детей чтению и письму. Наставники отвечали за нравственное воспитание и духовное развитие учеников.

Время гувернеров.

В эпоху Петра Первого нововведения коснулись всего — и образования тоже. Император понял, что государству нужны образованные люди, которые станут служащими. Он построил лицеи и учебные заведения разного уровня. Двери туда были открыты только для детей дворян, которые уже были обучены чтению, письму и счету.

Домашнее образование было основой на протяжении всей истории российского государства. Старшие передавали младшим свой опыт и поддерживали семейные традиции.-2

Образованные люди получали высокую должность, а также имели возможность строить карьеру.

Правитель сформировал спрос на качественное образование, в том числе семейное. Дворяне, переживая о будущем своих детей, приглашали зарубежных преподавателей. Пришло время гувернеров.

Гувернер — это воспитатель, который преподавал детям различные дисциплины. Младших учили счету и грамоте. Старшие получали знания по точным и гуманитарным наукам, а также учились рисовать. В обязательную программу еще включались иностранные языки и музыка. Сохранение духа семьи было главным условием домашнего обучения.

Семейное образование до революции.

В начале XVII века домашнее обучение отличалось плохим уровнем образования. Новаторство Петра I изменило ситуацию. И был издан указ, в котором образование детей дворян стало обязательным.

Иностранные педагоги давали блестящее домашнее образование членам аристократической элиты и императорской фамилии.

В провинции все складывалось по-другому. Здесь обучение зависело от качества подготовки и компетентности учителей, которых приглашали. Не все могли нанять хорошего педагога. Грамотные крестьяне или сельские священники становились преподавателями для детей мелкопоместных дворян. Или родители сами выступали в роли учителей. Бывало, что семьи, которые жили в соседних домах, приглашали одного наставника.

Домашнее обучение становится частью образовательной системы.

Для повышения уровня образования в семье в 1834 году создали два важных закона. Один регулировал обязанности тех, кто занимался преподаванием. Другой пояснял, кто имел право заниматься такой деятельностью и на каком основании.

Домашнее образование было основой на протяжении всей истории российского государства. Старшие передавали младшим свой опыт и поддерживали семейные традиции.-3

После принятия этих документов получить профессию учителя мог только подданный России или христианин. Воспитательные и образовательные процессы разделились, и это разграничило обязанности наставников и гувернеров. Теперь функции первого педагога оценивались выше второго.

Революция школьной системы.

‍В ХVII веке преподаватель из Чехии Ян Амос Коменский говорил, что дети с шестилетнего возраста обязаны ходить в учебное заведение. Для контроля процесса нужен общешкольный план, учебная литература и жесткий запрет на пропуск уроков. Один преподаватель должен вести большую группу учеников. Что-то напоминает, правда?

Такое нововведение стало революционным. Групповое обучение детей было выгодно государству с позиции экономики.

Школьная реформа пришла вместе с правлением Екатерины II. И данную систему приняли окончательно. Однако соблюдать ее все же было необязательно, поэтому родители из разных слоев населения продолжали учить детей дома.

В Российском государстве исторически сложилось, что образование давали в семье. До революции «хоумскулеры» были цветом и красой русского народа.

Образование в СССР и после распада.

В начале XX века страна Советов решила избавиться от безграмотности. Приняли декрет о создании единой трудовой школы. Обучение в семье провозгласили вне закона, а посещение учебных заведений сделали обязательным.

Домашнее образование было основой на протяжении всей истории российского государства. Старшие передавали младшим свой опыт и поддерживали семейные традиции.-4

Общее обучение стало выгодным для государства экономически и политически. Нужные идеологические мысли в такой системе легче всего внедрялись в молодые умы подрастающего поколения.

После распада СССР семейному образованию вернули право на существование. Но форму самостоятельного обучения наравне со школьным оно приняло только двадцать лет спустя.

В наше время домашнее образование доступно для всех. Современные технологии развиваются, и с их помощью изучать школьную программу можно дистанционно. Те родители, которых не устраивает школьная система, переводят ребенка на семейное обучение. Разнообразие онлайн-платформ помогает разработать личный образовательный процесс.

Вне школы дети выходят из рамок системы, учатся самостоятельно организовывать процесс. Свобода и ответственность — эти два понятия теперь идут с ними рука об руку. А задача родителей — помогать детям и направлять в нужное русло.

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Что такое семейное образование?

Мы выбрали семейную форму обучения! Что из этого вышло?

Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.