Найти тему

Про спекуляции на тему точности нашего GLONASS по сравнению с GPS в военных целях.

На Дзен мне попадались статьи (ссылки публиковать не буду, что бы не рекламировать) про якобы плохую точность нашего ГЛОНАСС по сравнению с ГПС. Основной упор делался на то, что наши войска в Сирии развернули наземные станции коррекции. Дескать посмотрите они не могут без них обойтись, страдает точность, а вот у Американцев то как то без этого все работает и точность прямо ювелирная. Далее я коротко и простым языком расскажу как это все работает и почему не стоит в разговорах о точности опираться только на частоту в герцах приема сигнала со спутника.

Наша система скопирована с GPS, поэтому математически ограничения по точности примерно одинаковые, детали зависят уже от оборудования. Полностью идентична основная система команд, различается только префиксы позволяющие пользователю различат данные от разных систем, это же справедливо и для остальных систем, как нестранно они все совместимы между собой. В базовом GPS частота выдачи позиций была 1Hz, между ними передавались вспомогательные данные, у современны приемников частота выдачи позиций выше, но не только она влияет на точность позиционирования. Практически все современные микросхемы для навигации понимаю все известные системы GPS, GLONASS, GALILEO, BEIDOU. Конечные пользовательские приемники разных производителей на само деле строятся на одних и тех же микросхема, от довольно ограниченного круга производителей. Различия в цене обусловлены дополнительными возможностями конкретного устройства.

Основа спутниковой навигации, это замер времени прохождения сигнала от спутника до приемника. Детали можно узнать из интернета, статей на русском языке об основах спутниковой навигации много. Между спутником и приемником расположена атмосфера, так же роль играет, наличие препятствий в виде деревьев, гор и зданий, все это влияет на время прохождения сигнала и как следствие на точность
позиционирования. В случае чистой спутниковой навигации точность может варьироваться от нескольких метров до нескольких десятков метров. Так же имет значение стоит приемник или движется. Самые дешевые приемники очень плохо справляются со стоянием и позиция может начать прыгать или крутиться вокруг своей оси или оба варианта. В движении же имея небольшой лог позиций можно откорректировать направление. Для большинства целей использования этой точности измеряемой метрами или несколькими десятками метров вполне достаточно, например для пролета по маршруту или для не автономной навигации по дорогам. Там же где нужна гарантированная точность, измеряемая несколькими сантиметрами или метрами используется дополнительное оборудование.

Дополнительное оборудование может быть как внешним - базовые станции коррекции, так и встроенным - IMU, которые позволяют осуществлять инерционную навигацию.

Станции коррекции с очень большой частотой (может быть в районе 100Hz) пересчитывают поправки времени прохождения сигнали для их позиции, так же они ведут лог этих поправок который может быть использован для постобработки сигналов навигации когда не нужно реальное время (обычно продаются по подписке). Эти станции бывают как наземные так и космические, последние менее предпочтительны так как точность будет ниже по сравнению с наземными. Распространяются поправки по радио или через интернет. По этому для хорошей точности в реальном времени нужен хороший анал с базовой станцией. По миру существует несколько сетей станций поправок, расположены они на территории практически всех стран, плотность правда различная. Основная масса станций выдает поправки для GPS/GLONASS. Использование поправок позволяет иметь точность от нескольких сантиметров до нескольких метров < 10. Эта точность зависит от того насколько далеко приемник от станции поправок, чем он дальше тем точность хуже так как поправки рассчитываются для позиции станции. Для сантиметровой точности нормальным считается расстояние до 10 км, для метровой до 50 км (напомню без станций поправко точность позиционирования может уплывать до десятков метров).

Но что делать когда станций поправок нет или есть перебои сигнала со спутников. Для устранения этой проблемы в приемник встраивается специальный модуль инерционной навигации - IMU. Этот модуль имеет гироскопы и акселерометры позволяющие довольно точно экстраполировать траекторию между сигналами спутников и определят стоит приемник или движется. Чем дороже IMU тем дольше он может обеспечивать автономное позиционирование, доходить может до нескольких минут (например приемник движется в тоннеле). Так же если IMU встроен в транспортное средство (автомобиль, самолет, ракета) он может иметь доступ к параметрам ее органов управления которые которые могут увеличить точность в автономном режиме.

Теперь что касается крылатых ракет (На само деле они не крылатые а круизные, это более точно отражает их суть), планирующих бомб и тп. Все они обеспечены комбинированной навигацией - спутниковая + инерционная. Так же им достаточно иметь точность от 1 до нескольких метров (< 10). Связка - удаленные базовые станции(находящиеся на расстоянии до 50 км) + IMU вполне позволяют этого достичь. Если кто то думает чо штаты не используют свои базовые станции он заблуждается. Станции могут быть расположены на территории союзника или в приграничной зоне, так же их может притащить спецназ заранее и когда надо включить, обычно им надо некоторое количество часов проработать чтобы "прогреться" и начать выдавать точные поправки. Размер самой станции совсем небольшой, относительно большой может быть антена.

По этому критика использования базовых станций нашими военными для повышения точности наведения совершенна неуместна, в быту вам позволяют использовать наземные станции поправок (это всегда за деньги, по аналогии с платой за сотовый телефон), в военных целях естественно надо иметь свои переносные. Сейчас активно развивается сфера беспилотных транспортных средств, все они используют базовые станции + IMU для навигации, обычного спутникового сигнала будет катастрофически мало. Этот сигнал может быть сильно искажен особенно в плотной многоэтажной городской застройке (городские каньоны), в густом лесу, в гористой местности.

На этом все, надеюсь было не очень длинно.