Верховный суд РФ не стал отменять пункт 1 статьи 22 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, который устанавливает, что наличие заявления одного претендента на должность судьи, представившего необходимые документы, не является препятствием для его рассмотрения.
В суд с административным исковым заявлением обратился Виктор Милехин, который планировал принять участие в конкурсе на должность председателя Верховного суда РФ. Однако по его заявлению ВККС прекратила производство, что позволило комиссии рассматривать на должность главы Верховного суда РФ только одну кандидатуру.
Заявитель считает, что таким образом конкурс на должность фактически отсутствовал. При этом пункт 1 статьи 5 закона от 26 июня 1992 г. No 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляет, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.
Верховный суд РФ не нашёл оснований для удовлетворения претензий, указав, что:
- законоположения не запрещают квалификационным коллегиям судей рассматривать вопрос о результатах конкурса на замещение вакантной должности судьи при наличии заявления одного претендента на должность судьи, представившего необходимые документы;
- предписаний о необходимом количестве кандидатов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей судей действующее законодательство также не предусматривает.
Таким образом, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку не препятствует каждому гражданину принять участие в конкурсе в установленном законом порядке с целью поддержания его кандидатуры
квалификационной коллегией судей, уполномоченной принимать самостоятельные решения о рекомендации претендента на должность судьи или об отказе ему в этом на основе всесторонней оценки полученных документов и сведений, характеризующих профессиональные и нравственные качества кандидата.
ВС также сослался на определение Конституционного суда от 12 июля 2006 года No 263-0, который пояснил, что введение законодателем конкурсного порядка отбора квалификационными коллегиями судей кандидатов на должность судьи, несмотря на его рекомендательный характер, значения обязательного условия, без которого невозможно принятие дискреционных решений о назначении судьи уполномоченными органами (Президентом Российской Федерации или Советом Федерации), обусловлено как конституционно-правовым статусом судей, так и основными задачами органов судейского сообщества, включающими их участие в кадровом обеспечении судебной деятельности (статья 4 Закона об органах судейского сообщества).