19 марта 2020 года
Здравствуйте! Сегодня слово передаю своей бывшей ученице, будущей учительнице начальных классов, которая стала третьей в престижном сейчас конкурсе WorldSkills (немного горжусь))).
Делаем мир лучше силой своего мастерства
Это лозунг всемирного движения WorldSkills. Мне посчастливилось в нем поучаствовать.
Немного из истории
Движение WorldSkills зародилось еще в 40-х годах прошлого века. Когда необходимы были настоящие профессионалы, которые смогли бы восстановить экономику. Наша страна стала частью этой ассоциации в 2013 году. И тогда мы стали 41 страной среди 80. В 2019 мы уже вторые. Ну а что покажет 2020 – узнаем.:)
Как готовят к конкурсу
В скиллсе, как у нас его называют, участвуют не с бухты-барахты. Нас периодически готовят. Тут важно, какой у участника компатриот – человек, который его готовит, поддерживает, защищает интересы, это один из экспертов, или по-другому, мастеров.
Готовились мы странно. Один раз сходили на тренинг, нам дали кучу бумаг и пару раз всем вместе объясняли задание, плюс мы наблюдали за чемпионатом в другом регионе. Зато на последней неделе я занималась им по 6-10 часов. Даже спала с распечатками ФГОСа под подушкой:)
О каждом дне и задании можно рассказывать много и долго, но важна суть.
О самом конкурсе
В нашем регионе было 7 участников: 6 конкурсантов и 1 вне конкурса. И чем меньше участников – тем легче. Вне конкурса выступают участники из других регионов. У нас это был мальчик из Беларуси. Сам чемпионат занимает неделю у участников, а у руководителей площадок – еще больше.
1 день – знакомство с талмудами правил (огроооомная папка), комнатами (их несколько – комната экспертов, комната ожидания, комната подготовки, комната показа, комната кофе брейка (самая лучшая из всех).
Мне и еще двум девочкам повезло. Конкурс проходит в школе, которая является частью нашего колледжа. А как говорится - родные стены помогают. Не повезло всем остальным. Учителям, которых мы веселили с этажа, детям, которым не разрешалось выходить на перемены (учились 3 и 4 классы, 1 и 2 были дома), поварам в столовой (ибо нас кормили горячим три раза в день, первый раз в 8 утра, а последний – в 7 вечера).
Мы еще съездили на открытие в Санкт-Петербург. Честно говоря – ну такое себе мероприятие. Открытие перенесли на час позже, ибо ждали всех начальников. Номера были неинтересными и начинались с опозданиями.
Зато ужин очень вдохновил. Нам еще и домой еду дали, что очень было полезно. Ибо до 2-х я готовилась к следующему дню.
2 день – первый конкурсный. Задания: фрагмент урока ОНЗ и дидактический тренажер. Фрагмент урока проводим на детях 3 класса. В качестве волонтеров нам дают 6 участников. Каждому участнику своих. Тему вытянули - времена глаголов. Это задание я провалила – ибо с техникой в достаточной степени не умею работать (там необходимо воспользоваться интерактивной доской, интерактивной панелью, документ-камерой). А еще было страшно, что сидел весь наш 4 курс и методист по русскому. Это задание готовится 3 часа. 1,5 часа без интернета пишешь технологическую карту, а 1,5 собственно готовишься. Представление: 15 минут.
Второе задание каждый день – создание и защита чего-либо. В этот день был дидактический тренажер (мы создавали в https://learningapps.org, интересный ресурс, кстати). Его защита должна у нас была занимать от 7 минут до 10. И там надо было говорить, что вижу (Почему это светится зеленым, а это красным, а тут смотрите кнопочка и т.д.). Тема тренажера – та же самая, что и фрагмента урока.
3 день. Задание 1: внеурочное занятие (общеинтеллектуальное) с элементами робототехники. Это задание мы так же показываем на детях, используя лего WeDo 2.0. Нам попалась тема – спецтехника. Хорошая. Учитывая, что остальные: музейная экспозиция и художники-иллюстраторы детских книг о животных (каких бы вы роботов вы создали?). Тут моя душенька порадовалась: я как когда-то зимой мечтала собрать вертолет и именно его и собрала. Но эти 63 шага в инструкции заставили меня изрядно понервничать.
Задание 2: проект. У нас попался воздух. Опять задание: говорю, что вижу. Огромную благодарность выражаю всем тем, кто выкладывает свои материалы в интернет. Они помогают безмерно. А еще, пыль очень загрязнет наши легкие. Особенно ее минеральная часть.
4 день (последний конкурсный): Задание 1: интерактивное родительское задание по педагогической ситуации. Педситуацию у нас представляли в виде видео, мы должны выявить проблему, педзадачу, написать все возможные причины и найти решения. Ну и провести интерактивный родительский классный час. Тут очень помогли волонтеры –наши второкурсники. Как они нас тянули, показывали сердечки и улыбались. Надеюсь, что им было это было полезно. Тема была – режим дня.
Задание 2: личный сайт учителя. Ууу, задание, которое ненавидит технический эксперт. Шаблон сайта грузился у меня 15 минут. И еще несколько раз у меня он полностью вылетал. И в итоге часть не сохранилась. Но пустота – это место, чтобы поместить что-то новое. Как-то так я защищала свои невинно чистые вкладки) Делали на виксе. Тема: 75 лет Победы.
5 день: закрытие. Опять в Санкт-Петербурге. Приехали на 3 часа раньше, так что почти выучила гимн области. Кричали громче всех, когда называли кого-то из нашего города. Награждали 47-ми из 48.
Положительные эмоции
1. Это очень полезно. Во многих планах. Ты учишься себя контролировать, даже когда все летит в пропасть – находить выход. Я попробовала работать на новых площадках и с новой для меня техникой, узнала о множестве образовательных технологий. Мои одногруппницы о таком даже не слышали.
2. Очень сдружилась с людьми нашего колледжа. Вместе пели, обсуждали жизненные проблемы, танцевали, ели, поддерживали друг друга. В том числе и с нашими педагогами.
3. Материальный плюс. От организаторов каждому участнику выдается сертификат, тебе остается футболка, бейджик, блокнот, ручка и пакетик.
4. Поддержка. Нам подбадривали все люди нашего колледжа, обнимала даже директор) А еще мы своим кричали больше всех.
5. Огромное количество материалов для экзаменов. Все, что мы не использовали ( а этого три огромных контейнера) остается в нашем колледже.
6. Стало легче работать с детьми.
Ну и вообще. У меня 3 место, меня вызвали на сцену, вручили медаль, диплом, вручили подарок (портфель), напечатали в газете и от колледжа выписали премию в виде 5000.
Негативные эмоции
1. Бесчестность. Нам всегда говорили, что честь отличает настоящего педагога. Но тут ей даже не пахло. Эксперты там по-настоящему плели интриги. Да и участники тоже.
2. Критерии. Это кошмар. У нас, конечно, не было 106 критериев, как у физкультурного отделения. Но критерии очень странные. Если ты использовал технику, то благодаря этому ты сможешь заработать 3-4 балла. А если за 15 минут урока ты научил ребенка теме урока – это 1 балл. И какое мастерство мы тогда показываем? В чем тогда суть учителя?
3. Неподготовленность. Я не знала, как работать ни с одним оборудованием. Не знала ни одной техники, не умела заполнять технологическую карту, не проводила ни одного урока, не видела ни одного интерактивного классного часа, ни проекта, ни тренажера, ни сайта. Потому что у нас если это и есть в учебном плане, то на четвертом курсе. И то, если повезет.
4. Оснащенность. С одной стороны, интерактивные панели (плюс к доскам), система голосования, лего, интерактивный пол, а с другой – офис 2007 года.
Вместо итога
WorldSkills – это круто, хотя я и думала, что не выживу. Но это не показатель мастерства. Скорее, это испытание на прочность. Пройдешь или нет – вот в чем вопрос? Хоть и пунктов по негативу больше, но теперь у меня есть куча профессиональных знаний и навыков. А вы пробовали создавать сайт за 2 часа? А родительское собрание для 16-летних родителей?)
На следующий рабочий день после скиллса я давала свой первый урок. До скиллса я очень боялась, как это, выйти к детям? Но на конкурсе поняла, что дети – это чудо. Когда они сидят как игрушечки за партами, когда готовы тебе помочь в чем угодно, когда у них горят глаза, когда им интересно слышать тебя – это дает так много сил, так много энергии. Выступать перед экспертами все равно, что выступать перед стеной, ведь они не должны показывать свои эмоции – в тысячу раз было сложнее.
Конкурс рабочих профессий. Но является ли учитель рабочей профессией? Можно ее оценивать также, как ветеринара, пожарника, маляра? Можно ли всех оценивать в одном формате? И что мы показываем в этом конкурсе? Все эти вопросы возникали тогда и волнуют до сих пор.