Илья Карпенко
18 марта считается днём воссоединения Крыма с Россией...
Слушаю новости по радио. Передают: «Из-за угрозы коронавируса в Москве отменили “Крымскую весну” на Тверской…»
Очень обидно! Огромное количество интереснейших культурных, литературных, историко-познавательных и прочих мероприятий в столице, в разных её местах, с 14 по 22 марта было «обнулено»…
Но скажите, пожалуйста, разве Крымскую весну 2014 года можно «отменить»?
Впрочем, как и Крымскую осень!
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА (если кто забыл)
16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум, который для крымчан стал историческим. Воссоединение полуострова с Россией поддержали 96,77% принявших участие в голосовании граждан Автономной республики Крым и 95,6% жителей города Севастополя.
А 18 марта Владимир Путин подписал с представителями Крыма и Севастополя договор о включении этих территорий в состав России.…
СТРАНА КРЫМ
Я очень люблю Крым!
Впервые в Севастополе, где мой дядя – военный офицер, капитан первого ранга, жил и служил в Штабе ВМФ, я побывал в 12-ти летнем возрасте. Прибыли мы туда на совершенно фантастическом круизном теплоходе «Карелия» (впоследствии – т/х «Леонид Брежнев», временно тонувший потом где-то у берегов Испании). Который тогда, в начале 1970-х то ли сдуру, то ли с перепугу – в общем, вдруг, ни с того ни с сего зашёл в порт Одессы и совершил круиз «с оттудова» аж до Севастополя. Схема круиза была простая: ночь (переход из Одессы до Севастополя) – целый день в городе – ночной переход из Севастополя, как говорят в Одессе, “взад”, то есть в порт приписки...
Именно тогда я впервые познакомился с историей Севастополя – этого Города Русской Славы (а мой дядя эту историю знал и показал нам Город-герой во всей его красе!), и я влюбился и в этот город, и в этот край, то есть в Крым, окончательно и бесповоротно! А потому потом – бывал там много-много раз…
Мне мил Западный Крым и Евпатория – там всё по-домашнему и почему-то очень напоминает родную Одессу. Великолепен и Южный Крым с его шикарной Алуштой, буйной растительностью и многими другими привлекательностями. Конечно, люба моему сердцу и чеховская Ялта (несмотря на её весьма малокомфортные пляжи).
Но ближе всего к моему сердцу прикипел, а лучше сказать, нéкогда в него (сердце) запал и упрямо не хочет его (сердце) покидать Крым Восточный – легендарная Киммерия!
Я по уши влюбился в Коктебель Максимилиана Волошина, в Феодосию Ивана (Ованеса) Айвазовского (Айвазяна), в город Старый Крым Александра Грина (Гриневского) и Константина Паустовского…
ПОЭТИЧЕСКОЕ ПЛАВАНИЕ В КИММЕРИЮ
Знаете, зачем люди едут в Крым? Я абсолютно уверен: они едут только для того, чтобы потом долгими промозглыми зимними вечерами (или даже в марте, когда зима вновь вернулась в Москву вьюгами и сугробами) открыть свои Крымские альбомы.
И для того, чтобы это хмурое московское непогодье промчалась незаметно, нескончаемо долго просматривать (одному, а лучше – в компании друзей!) все эти многочисленные фото и видео. И при этом радостно восклицать:
— Смотри, смотри-и-и! Во-о-от!... Видишь? Золотые ворота!!!
— Ты помнишь того крабика, которого я поймал в море?! Да?..
— А он взял да и заполз тебе в купальник! Да-а-а!..
— И как ты тогда вереща-а-ала, Алла!!!...
И вспоминать замечательные строчки Бориса Чичибабина:
Кок-Кая, Сюрю-Кая…
Пойду-ка покурю-ка я,
От счастья чуть не хрюкая!..
И насладиться тем, что было с тобой и твоими друзьями и коллегами в Крыму, в Коктебеле всего несколько месяцев назад. И возможно, совсем скоро, всего через несколько месяцев – вновь повторится...
И тогда снова хочется жить!
Поэтому, если меня спросят про Крым и зададут вопрос:
«—Где?» – я отвечу:
«— Конечно, в Коктебеле!»
А если спросят: «— Когда?»
Я без тени сомнения буду ответствовать:
«— Несомненно, в сентябре!»
Потому что фестиваль «ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ» в Коктебеле – одно из прекраснейших впечатлений всей моей жизни!
КОНФЕРЕНЦИЯ ДВУХ МОРЕЙ
Вы спросите: «Что было в сентябре в Крыму?» Ой, много чего!
Официальное название события: XVII Международный научно-творческий симпозиум «ВОЛОШИНСКИЙ СЕНТЯБРЬ». В его рамках – VIII Философско-культурологическая конференция «Киммерийский топос: мифы и реальность» и другие примечательные мероприятия.
За все осенние события Коктебеля я не ответчик – охватить всё и вся не было никакой возможности! Концентрировался на том, что было интересно лично мне, где я делал доклад, в чём сам принимал участие. В частности, в конференции «двух морей», как её прозвал её же организатор – профессор Федотов.
Разрешите ещё раз представить! Уже знакомый вам по своим публикациям в моём блоге Олег Иванович Федотов – как его называют коллеги, «основоположник сонетно-сонетологического движения в нашей стране».
Почему так? Да потому, что профессор Федотов объединил и сонетистов (людей, пишущих сонеты) и сонетологов (филологов, эти сонеты осмысляющих). А также возглавил нашу российскую Школу сонета. За что честь ему и хвала!
А конференцией «двух морей» профессор Федотов прозвал своё детище потому, что начиналась она там же, в Крыму, но на побережье Азовского моря. А через несколько дней плавно перетекла на побережье моря Чёрного – в благословенный Коктебель!
Как сказала Елена Корнеева – одна из учениц и последователей Олега Федотова и его сонетологической школы:
«— Крымские сонеты – уникальная грань поэзии, рождённой Крымом, плод неразъёмного слияния двух равнозначно дивных сущностей!»
Недавно вышла в свет её книга, весьма привлекательная своей глубиной и чувством. Называется она так: «Крымские сонеты как геопоэтический феномен». Елена Корнеева небезосновательно полагает, что уже «очевидно существование традиции – записывать крымские поэтические впечатления», а затем осознавать эти впечатления «многомысленной формой сонета или сонетного венка». И эта традиция понимается ею как геопоэтический феномен русской поэзии! Ни больше и не меньше…
В этой своей книге Елена Корнеева приглашает и нас в путешествие по дорогам крымской сонетинианы:
«В поисках знаковых событий в творческих судьбах поэтов, которые свершились в соприкосновении с таинственными силами Крыма и сонетного жанра».
В книге – творчески осмысленное приобщение к крымским сонетам Адама Мицкевича, Аделаиды Герцык, Владимира Микушевича, Леонида Вышеславского… И конечно же, Максимилиана Волошина!
Что сказать? Крым, человеческие чувства возвышая, их поэтизирует. Но в то же время – почему-то заставляет их обдумать, осмыслить и неоднократно, многажды протестировать...
ОЖИВШАЯ ИСТОРИЯ
Последний день Волошин-феста…
Вернувшиеся из города Старый Крым после посещения могил Александра Грина, Алексея Каплера и Юлии Друниной; Дома-музея Грина, мемориального дома Паустовского, Литературного музея Старого Крыма; полные впечатлений и эмоций, мы расползаемся «по норкам»…
А вечером – очередное потрясение Коктебельской осени! Спектакль в Доме поэта, в самой мастерской Максимилиана Волошина. Можно сказать, в святая святых – театрализованное действо!
И оно того стоило!
Я приняла наш древний знак –
Святое имя Черубины.
«Летом 1909 года в Коктебеле Максимилиан Волошин придумал для поэтессы Елизаветы Дмитриевой творческий псевдоним: Черубина де Габриак. После первой же публикации стихов таинственной дамы в журнале “Аполлон” наступила эпоха Черубины… Волошин и Дмитриева создали одну из самых ярких мистификаций Серебряного века, главной героиней которого стала “Леди Совершенство” – Черубина де Габриак!»
Нас ждал спектакль «Игра мерцаний: Имя и судьба Черубины де Габриак», поставленный в рамках нового оригинального проекта «Театр в музее» Волошинским общедоступным театром (ВОТ).
Постановка, повествующая о фантасмагорической истории Черубины де Габриак – инспирированной Волошиным мистификации с созданием, как бы мы сказали сегодня, «фейковой» поэтессы, пишущей реально прекрасные стихи. А также история дуэли Максимилиана Волошина с Николаем Гумилёвым из-за Черубины на Чёрной речке, в Петербурге…
И все сцены этого действа были представлены в ЖИВЫХ ДЕКОРАЦИЯХ Дома Волошина!
А впрочем, какие же это декорации? Вот они – книги и картины поэта, его лежанка и бюро, привезённый Максом из Парижа бюст египетской царицы Таиах…
Пьесу написала и поставила сотрудница Дома-музея Волошина Светлана Клепс. Она же сыграла роль Черубины де Габриак – волошинской реинкарнации поэтессы Елизаветы Дмитриевой…
Что сказать? Игру самодеятельных актёров, исполнявших роли Максимилиана Волошина, Алексея Толстого, Сергея Маковского с профессиональной точки зрения можно было бы и покритиковать… Но, честно говоря, не хочется. Ибо всё было исполнено искренне, с любовью к историческому и поэтическому материалу. И с глубоким чувством!
А главное, они действительно оживили картинки ушедших времён в этих, слава Богу, пока ещё чудом сохранившихся живыми интерьерах Дома поэта!
КОКТЕБЕЛЬСКАЯ ОСЕНЬ
И финальный аккорд, прощальная кода всего «Волошинского сентября» – последний вечер на террасе Дома поэта.
И грустно-возвышенно-терпкое исполнение своей музыкальной композиции Сергеем Ковалем – замечательным художником-маринистом. Который в свободное от холста, красок и кистей время – ещё и автор прекрасных песен!
И пожалуй, лучшая из них – «Коктебельская осень». В которой есть такие слова:
Как мне сладок осенний дым,
Поднимаюсь вверх вместе с ним
И оттуда гляжу с высоты
На проблемы, дела и мечты…
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья