«Поход Аллигатора»
Всегда заманчиво убить одним выстрелом двух зайцев. Сделать корабль, который будет и линкором и крейсером. Построить самолет, который будет взлетать как вертолет. Напихать как можно больше функций, чтобы техника могла решать все мыслимые проблемы. Ну, в общем, чтобы мой фотоаппарат еще и звонить мог.
К началу гражданской войны в США 1861-1865 года ВМФ северян было полно разными интересными идеями, как и их противники. Главной идеей, реализованной в ходе войны, стало создание и использование броненосных паровых кораблей. И практически синхронно на Севере и Юге взялись за реанимацию идеи Бушнелла о подводной лодке. О том, как это реализовывалось на Юге в следующий раз, а пока о том, как реализовывали идею на Севере солидные люди.
Чтобы не получилось как в прошлый раз у Бушнелла с его проектом, осенью 1861 года ВМФ обратился к знающим людям в Европу. Там подобные проекты мастерили еще с XVII века, и уже уверенно перешли к стадии вполне вменяемых проектов, которым, правда, хода к реальной военно-морской практике на флоте не давали. Однако гражданская война с точки зрения внедрения в военном деле новых идей и техники всегда время чудес, когда возможно все. Поэтому US Navy не просто пригласил французского инженера Брута де Виллеруа, у которого был готовый проект, но и потребовали действующий образец за 40 дней для непосредственного применения в боевых действиях, чтобы гонять корабли Конфедерации.
Очередное чудо-оружие собрали на верфях фирмы "Нэфи энд Леви". С точки зрения техники середины XIX века Виллеруа задумал какой-то звездолет. Подводная лодка имела 9 м в длину и порядка 2 метров в диаметре. Корпус был цельнометаллический, разделенный на несколько водонепроницаемых отсеков. В верхней части корпуса имелись иллюминаторы. Экипаж состоял из 18 человек. Предполагалось, что воздух будет подаваться с поверхности воды с помощью шлангов с поплавками, соединенными с воздушным насосом внутри подводной лодки. Кроме того, лодка имела шлюз для выхода водолаза за ее пределы. Собственно водолазы и должны были стать главным оружием лодки. Предполагалось, что они покинут лодку, прикрепят мину к днищу корабля, протянут провода на борт лодки, после чего с помощью электрического сигнала бахнут мину. Сложность комбинации вызывает невольное уважение к человеку, который ее задумал.
Однако все это великолепие предполагалось приводить в движение 16 веслами, выступающими за пределы корпуса, что позволяет сказать, что звездолет предполагался на конной тяге.
1 мая 1862 года подводная лодка была спущена на воду. В историю она вошла как USS Alligator. Первым делом ее перегнали в Норфолк. Предполагалось, что пароход отбуксирует ее в состав Североатлантической Блокадной эскадры, где она как покажет южанам!
Однако, увидев прибытие такого счастья командование быстро, решительно родило комплекс задач по покорению мира здесь и немедленно, как то: разрушить мост через реку Свифт-Крик; устранить препятствия на реке Джеймс у Форта Дарлинг, которые мешали канонерским лодкам северян подняться вверх по течению, и чтобы не ходить два раза взорвать крейсер южан "Вирджиния II", который еще даже не был достроен.
С такими напутствиями подводную лодку направили вверх по реке Джеймс.
Когда "Аллигатор" прибыл на место, местное командование покрутило пальцем у виска и сообщило, что ни на реке Джеймс, ни на Свифт-Крик глубина не позволит погрузиться, а "Вирджиния II" отсутствует как класс, да и вообще они сами справятся.
После того, как подводная лодка вернулась назад, флотское командование осенила светлая идея провести испытания. В августе 1862 года лодку принял лейтенант Томас Селфридж-младший, который по результатам сказал много теплых слов, из цензурной части которых уловили слово a failure.
Лодку немного обработали напильником, а позорные весла заменили винтом с ручным коленчатым винтом, что позволило развивать скорость до 4 узлов. Поскольку чудо техники пристроить было некуда, так как с флотом у южан была беда, то ее в качестве последних достижений прогрессивной американской науки показали президенту. Так как позорные весла уже исчезли, выглядел Аллигатор вполне себе как сейчас F-35. То есть модный и стильный, но вместе с тем технологичный и внушающий смутные опасения по поводу своей судьбы.
В это время US Navy рожал план захвата Чарльстауна. Контр-адмирал Сэмюэл Фрэнсис Дюпон решил, что час «Аллигатора» настал. Так как мореходность последнего всегда оставляла желать лучшего, то к месту предполагаемой атаки его без экипажа поволок пароход «Самтер» под командованием Винчестера. Увы, по пути их застал шторм. Промучавшись двое суток с металлической трубой за бортом, 2 апреля 1863 года Винчестер отцепил буксировочный трос.
Собственно, что было дальше с подводной лодкой, никто не знает.
Возможно до сих пор USS Alligator где-нибудь ищет конфедератов в морях и океанах или же несет свободу и демократию кому попало…
А примерно в это самое время, летом 1863 года на Юге на воду спустили свой вариант «Чудо-оружия», которое должно было переломить ход войны – CSS Hunley.
Но об этом далее.