Поставщики жилищных услуг и коммунальных ресурсов наряду с налоговой инспекцией ежемесячно "портят" нам жизнь своими счетами.
По разным сведениям долги населения России за коммунальные услуги составляют в районе полутора триллионов рублей. Эта фантастическая цифра с двенадцатью нулями - миллион миллионов.
Откуда? Ведь вроде бы большинство стараются оплачивать счета своевременно. Посмотришь отчеты любой управляющей компании или поставщика воды так ежемесячные сборы с населения составляют 90-98 %! То есть объем хронических должников минимален. А причин таких огромных и сугубо иллюзорных долгов исходя из моего опыта несколько.
1. Мертвые души.
С момента перевода в нашей стране коммунальной сферы на рыночные рельсы эта сфера деятельности стала обязана приносить прибыль. Своим владельцам. И не просто нормальную маржу на уровне 15-30 %, а СВЕРХПРИБЫЛЬ. Две цены это еще ягодки. А завышенные, либо необоснованные начисления к квитанциях и отчетности это повышенные показатели актива баланса. Это прибыль на бумаге, которая позволяет по итогам года поделить реальные деньги между собственниками "такого проблемного и убыточного бизнеса". Очень "проблемного и убыточного", что за пинками никого с рынка коммунальных услуг не выгонишь.
Лично знаю ситуации когда поставщик тепла на протяжении многих! лет продолжал начисление платы за отопление и горячую воду в пяти домах снесенных по федеральной программе расселения ветхо-аварийного жилья. И это в городе с населением десять тысяч человек.
Представляет себе объем в рамках всей страны? А что? Никто начисления не проверяет, в суды не подает. Никто никого не беспокоит. Но такой объем дебиторской задолженности на бумаге позволяет работать со сверхприбылью и делить ее, обосновывать повышение тарифа ежегодно и получать компенсации из бюджета. Соответственно эти цифры уходят и наверх, где громогласно озвучиваются властью и СМИ:
Ай ай яй, какое население плохое, не платит совсем... Объем мертвых душ в масштабах страны примерно % 30-40% всех начислений. Ведь сюда входят также начисление на снявшихся с регистрационного учета и переехавших граждан , начисления при отсутствии технической возможности оказать коммунальную услугу и тому подобные ситуации.
2. Необоснованные начисления.
В большинстве своем любая жилищная и коммунальная организация не в силах обеспечить бесперебойное и в полном объеме качественное оказание услуг. Но начисления производятся в полном объеме всегда. Конечно внедрение современных систем учета в виде счетчиков тепла, воды и энергии хорошо ударило по сверхприбылям коммунальщиков. Но пока оснащенность приборами учета старого жилищного фонда оставляет желать лучшего.
В эту же категорию попадают и начисления осуществленные за сроками исковой давности. Вроде и не предъявляют претензий коммунальщики - срок исковой давности пропущен. Но в отчетах не малая фантомная сумма висит, позволяет накручивать тариф на следующий год, позволяет делить прибыль. Это еще 30-40% общероссийского долга из мыльного пузыря. Например сейчас арбитражный суд банкротит региональное ПАО "Челябэнергосбыт". Так там такая юридическая битва за дебиторскую задолженность населения идет, что сражение под Прохоровкой 1943го меркнет.
С этим явление просто необходимо бороться. Подобная политика и схемы коммунальщиков тормозят и убивают развитие современных сетей и услуг, инвестиции в сферу коммунального хозяйства. Стимулируют необоснованный рост тарифов и низкие зарплаты простых работников в сфере. Нередки случаи когда и нет у гражданина задолженности, но сумма в квитанция вызывают обоснованный ужас количеством нулей, а объем и качество услуг так же далеки от идеального, как Сириус от Земли.
Как бороться?
Есть волшебный документ, поистине Библия для потребителя - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг... )
Говоря простым языком в нем достаточно доступно расписано что за каждый час, сутки, минуту сверхнормального периода не предоставления услуги, за предоставлении услуги ненадлежащего качества начисленная плата подлежит снижению (раздел IX). Основанием является акт составленный по вашему заявлению или обращению.
Все в ваших руках: нет воды полчаса - звоните диспетчеру, нет давления сутки - звоните, не вывезли мусор вовремя - звоните, не горит лампочка в подъезде - звоните. По каждому и любому поводу. У вас должен быть список телефонов диспетчерских служб по каждой услуге. Диспетчер по закону обязан зафиксировать каждое обращение. Вы со своей стороны, позвонили, спросили ФИО принявшего звонок, а в тетрадочке записали кому и когда звонили и сколько не было коммунальной услуги или в чем заключается нарушение качества. Случаев много и чтобы не путаться лучше записать.
По итогам месяца смотрите в квитанции сумму пересчета. Если ее нет, пишите заявление о необоснованном начислении, потому что пунктом 155 (1,2) названных ранее Правил предусмотрено начисление штрафа в размере 50% процентов необоснованного начисления. Штраф идет в зачет погашения стоимости оказанных услуг будущих периодов, либо имеющегося долга. И не забывайте: собрав всю доказательную базу - детализацию ваших звонков, отсутствие перерасчета в квитанции и свидетеля подтверждающего факт неоказания, либо некачественного наказания услуги вы ежемесячно в судебном порядке можете рассчитывать на компенсацию морального вреда как потребитель в размере одной- пяти тысяч рублей. Наши суды не любят большие суммы морального к сожалению.
Так ряд граждан нашей великой державы совершенно законно вообще не платит за коммунальные услуги полностью или некоторые из них и долгов не имеет, хотя потребляет все в полном объеме. Так что примите к сведению и удачи вам!