Найти тему
Говорящие Головы

Талант, с которым ты родился. Творчество, вы можете вырастить себя

Фото/CC0: https://pixabay.com/ru/users/padrinan-1694659/
Фото/CC0: https://pixabay.com/ru/users/padrinan-1694659/

Говорят, что креативность - это развлечение интеллекта. Это способность генерировать идеи или решения, которые поразительно оригинальны и в то же время осуществимы.

Десять лет назад группа психологов из Нидерландов предложила «двойной путь модели творчества», предполагая, что творческие идеи возникают тогда, когда когнитивная гибкость сочетается с когнитивной стойкостью. Когнитивная гибкость позволяет нам быстро переключаться между мышлением над одной и другой концепцией одновременно, думать о нескольких концепциях, в то время как когнитивная стойкость позволяет нам придерживаться сложной задачи или концептуализации для достижения цели. Как и в случае с музыкальной гармонией, когда флейтист, скрипач, пианист и тромбонист должны придерживаться своих отдельных частей, но при этом слушать друг друга и приспосабливаться к созданию прекрасной музыки, так же и с творческим умом.

Участники этого нейронного оркестра состоят из трёх функциональных сетей мозга. Они образуются, когда различные области мозга (которые не являются структурно смежными) активируются вместе, при решении конкретной задачи. Когда дело доходит до творчества, основными функциональными сетями являются центральная исполнительная сеть (CEN/ЦИС), значимая сеть (SN/ЗС) и сеть в режиме по умолчанию (DMN/СРУ). Примечательно, что они обнаружили, что мы можем научиться ускорять обработку каждой отдельной задачи и, следовательно, лучше выполнять многозадачность.

Центральная исполнительная сеть, за которую отвечает лобная кора активно активируется, когда люди занимаются дивергентным мышлением, а дивергентное мышление - это то, как учёные измеряют креативность; в реальной жизни мы можем мыслить по-разному каждый день - придумывать рецепт из того, что есть в холодильнике, ориентироваться в автомобиле в условиях интенсивного движения, делать произведения из нетрадиционных материалов, используя предметы из мусорной корзины.

Напротив, сеть SN или выдающаяся сеть, основным центром которой является передняя поясная извилина, важна для поддержания постоянных задачи. Короче говоря, эта область мозга участвует в принятии решений и саморегуляции практически в любой задаче, требующей когнитивной настойчивости.

Наконец, DMN, или сеть режима по умолчанию, основные узлы которой находятся в передней медиальной префронтальной коре и задней поясной извилине, представляет собой то, о чем мы думаем, когда мы не сфокусированы на задаче. Как люди, мы проводим большую часть нашего времени, мечтая, блуждая по разуму, откладывая, размышляя о прошлом и будущем, а DMN является функциональной сетью, которая отвечает за работу этой системы. Когда мы занимаемся задачами, требующими от нас внимания к внешнему миру, активность в DMN подавляется, поэтому мы не отвлекаемся на отвлекающие, не относящиеся к делу мысли.

Тем не менее, эти же отвлекающие факторы и далёкие

миры нашего воображения содержат секрет творчества, если только мы сможем использовать их и объединить в цепочку идей, которая строится для достижения определенной цели - нового рецепта, стихотворения, картины или мюзикла.

Импровизация. Недавние исследования показывают, что области-концентраторы DMN активируются одновременно с областями CEN и SN, и функционируют согласованно во время творческой мысли. Это замечательный танец, отражающий динамическую природу наших мозговых сетей. Как правило, CEN и SN осуществляют контроль и противодействие DMN, однако в моменты творчества DMN позволяет спонтанно генерировать идеи-кандидаты, возможно, из нашей долговременной памяти, в то время как CEN / SN гармонично объединяются для использования этих идей к конкретной цели.

Теперь, когда мы поняли правила игры, хочется спросить, сможем ли мы научиться быть более креативными. Творчество часто передается на генетическом уровне: талант - математический, музыкальный - бывает семейным делом. Но, учитывая, что человеческий мозг - это "пластелин", а значит мы можем научиться быть креативными, основываясь на нашем опыте.

Несмотря на то, что исследователи, заинтересованные в физических условиях и неврологических путях творчества, приходят к пониманию того, как это работает - а также как его можно стимулировать - творчество сохраняет определенную мистику как уникальное состояние, когда разум и тело резонируют в идеальной гармонии.