Найти тему
Культурология для всех

Авеста - священная книга зороастризма

Добрый день! Эта публикация посвящена Авесте - книге, для записи которой была создана специальная письменность. Это священная книга зороастризма, религии, пророком которой на территории Ирана был Зоротуштра.

Дело в том, что на заре зороастризма священные тексты передавались только из уст в уста, не оскверняясь записью, потому что письменность считалась зловредной выдумкой Ангро-Маньи.

Ангро-Манью
Ангро-Манью

А жрецы в связи с этим, были еще более обособленными, ведь только они обладали сокровенным знанием.

Но, дабы не потерять священные тексты, их все же пришлось записать уже при Ахеменидах. Для этого придумали особый язык, которым написана только одна книга - Авеста, кроме одной части. Язык, которым она записана так и называется - авестийский, и других текстов на нем нет.

Но это не значит, что иранцы не вели светских записей, для них использовалась древнеперсидская письменность, созданная на основе клинописи.

В современном виде Авеста - это 5 книг - насков. Порядок, в котором они располагаются сейчас, не соответствует хронологии их возникновения. Кроме того, внутри каждой книги есть части, отличающиеся друг от друга как временем, так и местом возникновения.

Первый наск Авесты – "Вендидад" - "Закон против дэвов" – одно из наиболее поздних сочинений, относящихся к I в. до н.э. – I в. н.э.

-2

Вторая книга называется "Ясна", в неё входят гаты - гимны. Она древнее первой. Язык гат, похож на тот, которым написана Ригведа - индийская веда - сборник самых древних религиозных текстов, датируемый 2 тыс. до н.э. В “Ясне” рассказывается о культе зороастризма, молитвах и обрядах, например, о том, что в храмах не было изображений божеств, поскольку поклонялись они огню, горящему прямо на алтаре. Ему же приносились жертвы.

-3

Третий наск – "Висперед" - "Книга о всех божествах" – собрание литургических молитв к богам.

-4

Четвертая книга – "Яшты". В ней излагаются религиозные взгляды зороастризма, даны способы защиты от злых духов, формулы проклятий и раскаяния.

-5

Пятый наск называется "Бундехиш". Вот он написан на средне персидском.

-6

В нем ведется рассуждение о природе вещей, описан конец мира, приход Саошьянта, воскрешение умерших, Страшный суд. Подробно об этом я рассказала в публикации про зороастризм.

Согласно Авесте в обществе должно быть 4 сословия: атраваны - священники; ратаэштары - воинская аристократия; вастрьо-фшуянты, что буквально означает - "пастухи-скотоводы", т.е. крестьяне и хуити "умельцы", ремесленники. Три из них произошли от сыновей Заратуштры. Переход из одного в другое сложен, но возможен.

После завоевания Персии арабами сословий стало два: мобеды-священники и бехдины-миряне. В современном мире есть еще мобедъяры - миряне, выполняющие обязанности священников. Семьи жрецов отвечает за поддержание огня полностью, в том числе и финансово. Они не зависят от пожертвований бехдинов.

В период агрессивного арабского завоевания погибло много зороастрийских жрецов, поскольку они обязаны защищать священный огонь любым способом, в том числе, с оружием в руках. Поклонники Ахура-Мазды были угнетаемы, прятались и скитались. Только сейчас они могут возвращаться к сакральным местам.

В заключении хочу обратить Ваше внимание на зороастрийский священный огонь, горевший в каждом храме.

Кир Великий завоевал Вавилон, разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. В это время, благодаря тесным контактам двух культур, в иудаизм проникает много идей зороастрийцев. Еще, по одной из версий, в это время у иудеев появляется менора - семисвечник. А значит, и обычай зажигать священный огонь, который сегодня продолжает существовать как в иудаизме, так и в христианстве.

В следующей публикации я расскажу об искусстве древнего Ирана.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Полную версию обзора о древнем Иране Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале: