Ко Дню подводника
Тот день, перед тем как отправиться в наш яхтенный круиз по Онеге, мы провели за осмотром достопримечательностей Вытегры. Большую часть времени мы конечно уделили главной достопримечательности этого городка - дизель-электрической подводной лодке Б-440. Доподлинно неизвестно, кто оказался главным виновником того, что океанская субмарина оказалась навечно пришвартованной к берегу Вытегорского водохранилища посреди лесов и рек Русской равнины в качестве корабля-музея, но благодаря этому человеку мы сохранили для потомков этот корабль и получили несколько странный феномен.
За свою жизнь я был всего на двух подводных лодках и видел в живую еще, наверное, с десяток, в том числе и затонувшую в декабре прошлого года в Севастопольской бухте подводную лодку Б-380 "Святой князь Георгий". До того как начать собирать этот репортаж я пребывал в уверенности, что все они относятся к одному типу дизельно-электрических подводных лодок. Я даже подумывал не сделать ли цикл сравнительных репортажей по музеефикации Б-440 в Вытегре и Б-307 из Паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова в Тольятти. Но действительность внесла свои коррективы. Вначале у меня не оказалось под рукой диска с фото Б-307, которую я отснял в деталях в прошлом году, а потом вдруг выяснилось, что это разнотипные, хотя и конструктивно родственные лодки относящиеся к проектам 641 и 641Б соответственно. Тем не менее без сравнения нам не обойтись, но для начала отправимся как путные туристы ко входу в музей подводной лодки Б-440 в Вытегре.
С утра, легко найдя место на парковке музея для наших, потрепанных дорогой, "ласточек" по адресу Вытегра, Комсомольская, 15 и купив билеты (взрослый 270 рублей) мы шумной компанией отправляемся на территорию музея.
В этой части своего рассказа я остановлюсь на истории и особенностях проекта 641, а об устройстве лодки более подробно расскажу в следующий раз.
Подводные лодки проекта 641 — серия больших (океанских) дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). По классификации НАТО - Foxtrot. Проект был признан удачным. Построено 75 кораблей, в том числе 17 (пр. И-641) на экспорт для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы .
Новый проект, под обозначением 641, был разработан для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов. Разработка лодки велась ЦКБ-18 (переименовано в ЦКБМТ "Рубин") Главный конструктор - С.А.Егоров, а с 1958 года З.А.Дерибин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и его предшественник: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия. В августе 1955 г. было принято решение изменить глубину погружения ПЛ, что повлекло за собой изменение конструкции и существенное обновление оборудования.
При проектировании обводов корпуса большое значение придавали мореходности в надводном положении, что обусловило наличие заострённого форштевня и седловатость в срединной части. Гидролокатор и шумопеленгатор, размещённые в носовой части, закрыли обтекателями. По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.
Головная ПЛ Б-94 заложена на заводе № 196 ("Судомех", Ленинград) 3 октября 1957 г. Спущена на воду 28 декабря 1957 г. при 64% готовности и вступила в строй 25 декабря 1958 г. Из 75 ПЛ разных модификаций пр.641 (изначально планировалась постройка 160 шт). Завод №196 построил 46 ПЛ в период с 1957 г. по 1967 г. Ново-Адмиралтейский завод (Ленинград) построил 16 ПЛ в период с 1966 по 1971 год. Ленинградское Адмиралтейское объединение построило 13 ПЛ с 1971 по 1983 год. Развитием проекта 641 стали ПЛ проекта 641Б - Tango, завода "Красное Сормово", но это уже другая история.
За время службы лодки получили высокие боевые оценки. Четыре лодки проекта (Б-4 «Челябинский комсомолец», Б-36, Б-59 и Б-130) участвовали в операции «Кама» в период Карибского кризиса.
В настоящее время несколько ПЛ данного типа превращены в корабли-музеи.
1. Б-413 в 2000 году установлена у берега Преголи в Музее мирового океана в Калининграде, её интерьеры сохранены в первозданном виде.
2. INS Kursura (S20) ВМС Индии в 2002 году установлена как корабль-музей в городе Визакхапатнаме. Интерьеры сохранены.
3. Б-427 после списания была продана в 1995 в музей в Сиднее (Австралия), с 1998 года заняла место в качестве музея в Лонг-Бич (США).
4. Б-440 - с 2003 года лодка-музей в Вытегре Вологодской области.
5. Списанная Б-39 с 1996 года является экспонатом Maritime Museum of San Diego (США).
6. Рубка Б-107 641 установлена в экспозиции Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге.
Безусловной вишенкой на тортике является ПЛ Б-435 она же U01«Запорiжжя», бывшая единственная субмариной ВМС Украины, после аннексии Крыма в 2014 году перешла под временное управление ЧФ РФ и является единственной подводной лодкой проекта 641, которая до сих пор является работоспособной. По некоторым данным в 2019 году был объявлен тендер не ее утилизацию, но работы так и не начинались.
Прежде чем подняться на борт подводной лодки Б-440 (или исчезнуть в ее чреве?) осмотрим другие достопримечательности на территории музея. Судя по фотографиям в Инете, рядом с дорожкой от кассы к лодке ранее возвышалась солидная кучка якорей с торчащими вверх штоками. Сейчас ее разбили на две части и, кажется, якорей сильно поубавилось. В общем я их практически не заметил и даже не снимал. А вот второй корабль на территории музея (если не считать пришвартованную неподалеку баржу) я заметил сразу. Им оказался рейдовый катерный тральщик проекта 361Т. Как и ПЛ Б-440 катерный тральщик имеет послевоенную историю. И если лодки проекта 641 с Вытегрой связывает только транзит по Беломоро-Балтийскому каналу к месту службы, то катерный тральщик вполне мог нести боевую службу на Онежском озере в послевоенный период. К сожалению, номер этого тральщика не известен и проследить его историю не представляется возможным.
История создания катерных тральщиков проекта 391 подробно изложена в отдельном репортаже здесь.
Основные характеристики проекта 641
Тип корабля: большая ДЭПЛ
Обозначение проекта: проект 641
Разработчик проекта: Конструкторское бюро № 18
Главный конструктор: С.А.Егоров, З.А. Дерибин
Кодификация НАТО: «Foxtrot»
Скорость надводная максимальная: 16.8 уз
Скорость подводная максимальная: 16 уз
Скорость подводная под РДП: 8-10 уз (по разным данным)
Скорость подводная экономическая: 2 уз
Дальность хода надводная (скорость 8.1 уз, усиленный запас топлива): 30000 миль
Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива): 17900 миль
Дальность хода подводная (скорость 2 уз): 400 миль
Дальность хода подводная (скорость 16 уз): 15.3 миль
Глубна погружения предельная: 280 м
Глубна погружения рабочая: 250 м
Время погружения: 40 с
Время непрерывного пребывания под водой: 575 часов
Автономность плавания: 90 суток
Экипаж: 70 человек
Размеры ПЛ:
Водоизмещение надводное: 1952 тонн
Водоизмещение подводное: 2475 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ): 91,3 метров
Ширина корпуса наиб.: 7,4 метров
Средняя осадка (по КВЛ): 5,9 метров
Силовая установка: дизель-электрическая, трёхвальная. Три дизеля 37Д по 2000 л. с., 1 эл. мотор ПГ102 2700 л.с., 2 ПГ101 по 1350 л.с., электромотор экономичного хода ПГ104, 140 л. с.
АКБ: 4 группы по 112 элементов типа 46СУ
Когда подходишь близко к лодке, она уже не кажется такой маленькой
Перед тем как пройти на борт, ознакомимся со схемой общего устройства ПЛ Б-440.
Схема подводных лодок проекта 641
1 - антенна ГАС активный тракт. 2 - антенна ГАС тракта шумопеленгования. 3 - антенна станции звукоподводной связи. 4 - цепной ящик якорного устройства. 5 - носовые торпедные аппараты. 6 - стеллажный боезапас. 7 - носовой аварийно-спасательный буй. 8 - торпедопогрузочный люк. 9 - баллоны ВВД. 10 - каюты офицерского состава. 11 - аккумуляторная яма 1 и 2 группы. 12 - боевая рубка. 13 - верхний рубочный люк. 14 - командирский перископ. 15 - РДП. 16 - газоотвод выхлопа дизелей. 17 - аккумуляторная яма 3 и 4 группы. 18 - кают-компания старшин. 19 - шумовая выгородка, пост управления дизелей. 20 - дизель. 21 - станция управления ГГЭД. 22 - ГГЭД. 23 - станция управления ЭД экономхода. 24 - кормовой аварийно-спасательный люк. 25 - станция системы гидравлики. 26 - ЭД экономхода. 27 - кормовой аварийно-спасательный буй. 28 - кормовые торпедные аппараты. Источник схемы
Лодка разделена переборками на 7 отсеков:
1 отсек — торпедный.
2 отсек — жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами — аккумуляторные батареи.
3 отсек — центральный пост.
4 отсек — жилой отсек, с камбузом. Под палубами — аккумуляторные батареи.
5 отсек — дизельный.
6 отсек — электромоторный.
7 отсек — торпедный.
В носовой части отсека расположено шесть 533-мм торпедных аппарата. Вдоль бортов стеллажи для запасных торпед.
Вооружение лодки составляют:
6 х 533 мм носовых ТА, боезапас 18 торпед. Из них 6 торпед в торпедных аппаратах, а 12 на стеллажах.
4 х 533 мм кормовых ТА, боезапас 4 торпеды.
Торпедные аппараты рассчитаны на стрельбу до глубины 80 м.
Боезапас (общий): 22 торпеды типов 53-65М или 53-65К (включая управляемые по проводам) или 32 мины МДТ. ПУТС "Ленинград-641".
Обратите внимание на нестандартные габариты торпеды на стеллаже. Ее калибр явно меньше чем 533 мм. Табличка сообщает нам что это русская торпеда образца 1912 года, однако ее ТТХ несколько отличаются от известной парогазовой торпеды 45-12 (калибр 450 мм ор. 1912 года) в основу конструкции которой положена торпеда Уайтхеда.
Первоначально торпеды имели движитель, работающий на сжатом воздухе. Основная проблема таких двигателей состояла в ограниченности объёма резервуара для сжатого воздуха, соответственно надо было повышать давление, что простым увеличением сжатия воздуха в «воздухобаке» свыше 100 атмосфер уже было не решить. Значит воздух надо подогреть. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1899 году русским лейтенантом И.И.Назаровым, который, проводя на Черноморском флоте эксперименты с подогревом сжатого воздуха, получил положительные результаты по увеличению скорости и дальности самодвижущихся мин. Подобный тип подогрева с помощью керосиновой горелки получил название «сухого», а первой торпедой Уайтхеда с «сухим» подогревом сжатого воздуха стала торпеда обр. 1908 года. Приобретенная в том же году для Российского флота, она производилась на Государственном Обуховском заводе, частном заводе «Г.А.Лесснер», в Кронштадтской и Николаевской мастерских.
Следующим шагом в увеличении скорости и дальности явилось создание принципа «влажного» подогрева, что представляло собой впрыскивание в струю горящего керосина воды, которая испарялась, и в цилиндры двигателя поступал не воздух, а горячая парогазовая смесь. По сравнению с пневматическими образцами парогазовые обладали уже в разы улучшенными ходовыми свойствами.
Создание парогазового двигателя привело к появлению одного из самых лучших образцов торпедного вооружения того времени — русской торпеды 45-12 (калибр 45 см, год создания 1912). Длина её составляла 5,5 м, масса 810 кг, масса ВВ 100 кг, дальность хода на 43 узлах — 2 км, на 30 узлах — 5 км, на 28 узлах — 6 км. Но что-то мне подсказывает, что перед нами макет более ранней пневматической торпеды. Да и калибр визуально сильно меньше заявленного.
Взглянем из торпедного отсека в сторону кормы. По центру мы видим штатный люк, ведущий во второй отсек с каютами экипажа. Второй отсек разделен на два уровня. Вверху каюты, внизу аккумуляторная яма 1 и 2 группы батарей. Оба уровня соединяются скобтрапом. Для удобства посетителей из торпедного отсека в аккумуляторную и к каютам экипажа прорезаны внештатные проходы. Их хорошо видно на фото.
Модели первых подводных лодок. Именно с них все и начиналось.
Справа гипотетическая реконструкция лодки-бочки Никонова. 1718 году к императору Петру I приходит рабочий верфи Иван Никонов и предлагает построить для императора подводное судно. Петр как истинный энтузиаст сразу же загорается идеей создания подводной лодки, и уже в августе 1720 года на галерном дворе Санкт-Петербурга закладывается первая подводная лодка Никонова, сошедшая с верфи в 1721 году. Эта лодка прошла ряд успешных испытаний, по результату которых было принято решение создать новую подводную лодку. А потом еще одну. В результате выяснилось, что проект дорого стоил государству и, по мнению чиновников, не окупал себя и изобретателя сослали в Астрахань.
Слева первая в мире цельнометаллическая подводная лодка российского изобретателя К. А. Шильдера, двигателем которой служили гребные устройства, повторяющие форму утиной лапы. С этой подлодки, испытанной в 1834 году, был впервые осуществлён успешный подводный запуск ракет.
А вот это планшеты, которые я на всякий случай переснял, думая, что они хранят сокровенную информацию.
Возвращаемся обратно в первый отсек, чтобы продолжить экскурсию.
Пока все, продолжение следует.
Использована справочная информация следующих ресурсов:
1. Подводные лодки проекта 641
2. Проект 641 Foxtrot
3. Б-440
4. Проект 641
Навигация по всем материалам проекта Вкруг Онеги 2018 здесь
Оригинал поста смотрите вечером в моем блоге starcom68
Понравилось? Тащите ссылку к себе по случаю праздника и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#музеи #вологодская область #онега #корабли #экскурсии