Продолжение
Город Матансас, куда мы направились, был административным центром одноименной провинции. Второй по величине на Кубе. Её площадь составляет свыше двенадцати тысяч квадратных километров.
Матансас с испанского языка переводится, как убийство, бойня. История названия связана с тем, что на берегах этого города произошло сражение испанцев с местным населением, в результате которого испанцы, несмотря на то, что выиграли сражение, понесли серьезные потери в живой силе.
Сегодня значительная часть земли провинции занята плантациями сахарного тростника. Здесь же находятся фабрики по производству сахара и нефтеперегонные заводы.
Знакомство с городом мы начали с площади Свободы, где установлен памятник лидеру освободительного движения Кубы от испанских поработителей Хосе Марти.
Поэт и писатель, он создал Кубинскую Революционную партию, став предвестником кубинской революции, которую через 60 лет осуществил Фидель Кастро Рус.
Под руководством Хосе Марти в конце девятнадцатого века началась вторая освободительная война с испанцами, в результате которой кубинцы получили контроль почти над всей территорией Кубы.
Хосе Марти погиб в бою 19 мая 1995 года. Кубинский народ высоко чтит своего национального героя. Его называют Апостолом революции. Многие города в памятниках и музеях увековечили о нем память. На площади революции в Гаване в честь Хосе Марти воздвигнута высокая стела.
Марти интересовался Россией, изучал творческое наследие Пушкина. О России говорил, что это гордая и почти неизвестная страна, а «Русский народ несет с собой обновление. Патриархальный, наивный, как дитя, возвышенный духом, он то камень, источающий кровь, то крылатое существо с каменными когтями. Он умеет любить и умеет разить насмерть… В русском есть яркость и страстность, рокот гнева и шёпот неги, душевная открытость и сила.» Так характеризовал кубинский художник нас в 1888году в статье о первой выставке работ Василия Верещагина, состоявшейся в Нью-Йорке.
После посещения площади Свободы наш экскурсовод выполнил свое обещание и мы оказались в фармацевтическом музее, старинной аптеке, берущей свое начало еще в 1882 году.
Я считаю, что это самая интересная достопримечательность города. Основанная французским доктором - фармакологом Эрнесто Триолетом, она прослужила свыше 80 лет и в 1964 году стала музеем. В ноябре 2007 года ей был присвоен статус национального памятника Кубы.
На полках старинных витрин и шкафов и по сей день стоят синие,белые и красные флакончики, всевозможные прозрачные скляночки со старинными мазями, лекарствами и настойками, широко применявшимися еще в прошлом веке.
Аптека была уникальна. Её хозяин изучал свойства лекарственных растений. Он запатентовал несколько десятков рецептов. Все они хранились тут же в аптечной библиотеке.
В соседней комнате находилась аптекарская лаборатория, в которой готовились лекарства и снадобья по старинным рецептам. Здесь же стояла большая печь, топившаяся дровами. На ней стоял агрегат, напоминавший современный самогонный аппарат. Его назначение было в том, чтобы изготавливать спирт.
Характерно, что все оборудование аптеки до сих пор в рабочем состоянии. Из аптеки мы вышли на центральную площадь города, где у Парка Либертад ожидал нас наш автобус.
Мы потихоньку двигались к Варадеро, а наш универсальный гид продолжать знакомить нас с городом, вещая почти одновременно на двух языках.
Вот мы проехали театр «Театро Сауто», который находится на площади Вихья. Он еще помнит выступление Анны Павловой.
Вот церковь святого Павла, построенная в романском стиле.
Кафедральный собор Сан Карлос де Барромео.
А вот мы проезжаем спортивное сооружение — стадион для бейсбола. У кубинцев это самая любимая игра. Вот красивое здание собрания вольных каменщиков на Кубе — масонская ложа. Кстати, масонами в России были Карамзин, Чаадаев и даже Гумилев.
Вообще архитектура самого Матансаса красива и оригинальна. Старинные дома с колоннами, здания в стиле неоклассицизма. Встречаются также современные многоэтажные дома. На улицах города и площадях много чугунных фонарей, лестниц, мостов.
В Матансасе протекает сразу две реки, поэтому город называют кубинской Венецией. Кто-то говорит, что насчитал аж семнадцать мостов. Кто-то пять. Мне встретились, как я помню, только три.
Выехав их города, двигаемся вдоль побережья океана. С одной стороны любуемся высокими пальмами и морской бюрюзой. С другой — веселенькими разноцветными домиками, в которых проживают простые кубинцы.
Нужно сказать, что живут кубинские семьи не в лачугах и не в бамбуковых хижинах, а в очень приличных каменных домах. Возможно, как и нам, некоторым становится тесно, но, как отреагировал на наши вопросы гид, жилье у кубинцев может быть маленькое, но свое.
Продолжение следует.