Найти в Дзене

"Актерская игра" - методика воспитания детей

Оглавление

Иногда в качестве воспитательного инструмента родители предпочитают использовать актерскую игру, основное предназначение которой заключается в наглядной демонстрации эмоций и чувств, в настоящее время испытываемых ими. Трудность состоит в том, что ребенку показываются не истинные, а придуманные чувства, которые можно назвать «мультяшно-показными», направленными на то, чтобы ребенок воспринял их в нужном для родителей контексте.

Почему же родители предпочитают скрывать от детей разочарование, обиду, сильную боль или адаптируют эти чувства под их сознание? Это нечестно и несправедливо по отношению к детям дошкольного возраста. Научно доказанный факт: маленький ребенок воспринимает эмоции, различает их смысловые оттенки с момента своего рождения, поэтому не нуждается в том, чтобы родители переводили свои настоящие эмоции на доступный ему язык. В возрасте 5 лет ребенок умеет безошибочно распознавать невербальные сигналы (жесты, мимику, движения тела), которые посылаются взрослыми людьми, и правильно их интерпретировать.

Дети, пока не достигшие пятилетнего возраста, имеют наглядно-образное мышление. Со временем этот вид мышления заменяется на словесно-логическое, и с этого момента дети больше доверяют не своим глазам, а ушам, предпочитая верить собеседнику на слово, не полагаясь на расшифровку невербальных сигналов, полученных при общении с ним.

Так откуда берется «актерская игра» при общении с детьми?

Приходилось ли вам наблюдать, как иногда хозяин собаки дурачится, кривляется, говорит не своим голосом, наигранно смеется и строит смешные «рожицы» с той целью того, чтобы привлечь внимание питомца и поднять себе настроение? Возможно, что вам не приходилось наблюдать за такой картиной, но вы должны знать, что ответная реакция собаки на наигранное поведение хозяина является неожиданной. Так, животное начинает сильно нервничать, беспокоиться, суетиться и как будто всем своим поведением показывает, что хочет вернуть своего прежнего владельца и его расположение духа.

Маленький ребенок — это, разумеется, не собака, и неуместным выглядит проводить аналогию между ним и животным, много лет преданным человеку. Схожим в этой ситуации является реакция ребенка на ситуацию, при которой взрослые люди говорят с ложной интонацией в голосе, скрывая настоящие чувства и эмоции, пряча от сознания малыша горечь утраты и свои душевные переживания.

В качестве наглядного примера рассмотрим возможную жизненную ситуацию — смерть домашнего питомца, ухаживать за которым помогал ребенок. Не стоит придумывать неправдоподобные истории по поводу того, что пушистый кот, морская свинка или черепаха ушли из жизни не навсегда, поэтому скоро вернуться и будут жить в квартире, а смерть является обратимым и нестрашным явлением. Наоборот, в этой ситуации родители должны разделить с ребенком горечь утраты и не скрывать своих душевных переживаний, в доступной форме объяснить ему, что в реальной жизни приходится расставаться с преданными домашними животными и сталкиваться с обстоятельствами, которые невозможно изменить.

Старайтесь при общении с ребенком достигнуть взаимопонимания, не скрывать от него реалий современной жизни, не прятать за маской показного равнодушия или наигранного веселья свои настоящие эмоции. Это поможет вам всегда поддерживать с ребенком доверительные отношения.