Предпосылки к созданию
В 1960-е годы основой бронетанковых сил США стал танк М60, задуманный, как переходная модель. Он должен был закрывать линейку танков, ведущих родословную от машин времён Второй Мировой и предшествовать совершенно новым, современным машинам. Но в результате “переходный период” затянулся на долгие 20 лет.
В августе 1963 года министры обороны США и ФРГ подписали соглашение о совместной разработке основного боевого танка, который должен был быть готов к 1970 году. Соответственно, программа получила обозначение MBT70. И уже стадия выбора концепции проекта затянулась на два года вместо ожидаемых шести месяцев. Мешали как организационные трудности при обеспечении взаимодействия конструкторских коллективов, так и противоречащие друг другу требования.
В качестве примера: американцы хотели танк, пригодный для использования на всех возможных театрах – немцев устраивал танк, подходящий для Центральной Европы.
Первые ходовые макеты MBT70, американский и немецкий, были продемонстрированы в июле 1967 года. Танк имел немного нестандартную компоновку — в лобовой части корпуса разместили топливный бак, а за бронированной переборкой размещалось боевое отделение. В нём размещался весь экипаж, включая водителя.
Танк был вооружён 152 мм орудием-пусковой установкой, дистанционно управляемой 20 мм автоматической пушкой и пулемётом М73 калибра 7.62 мм. Бронирование танка предполагалось выполнить разнесённым, но, по имеющимся данным, на построенных образцах такую защиту не устанавливали и не испытывали.
канский танк оснащался дизелем воздушного охлаждения AVCR-1360, немецкий – мотором производства “Даймлер-Бенц”. Имелись различия в конструкции автомата заряжания. И, хотя танк был действительно почти готов к 1970 году, разногласия между конструкторами разных стран и непомерно возросшая стоимость танков поставили на программе крест.
Трудные семидесятые
После развала совместной программы американцы попытались довести MBT70 самостоятельно. Упрощённый и удешевлённый проект получил наименование XM803.Не вдаваясь в подробности упрощений, можно только заметить, что удешевить систему не очень удалось. А отрицательный опыт эксплуатации 152 мм орудия-ПУ на танках М60А2 и М551 вывел его из рядов перспективного вооружения. Официально программу закрыли в июне 1972 года.
Но даже до официального закрытия фирмам “Дженерал Моторс” и “Крайслер” выдали задания на разработку нового основного боевого танка (ОБТ) (предварительно определив, какой танк всё-таки нужен). “Крайслер” должен был подготовить проект эволюционного развития платформы М60. Задание “Джи-Эм” состояло в создании танка на основе наработок проекта XM803.
Новый проект первоначально назывался XM815, но после пересмотра номенклатуры стал обозначаться XM1.
В качестве вооружения была определена имеющаяся 105 мм пушка. Германское 12 0мм орудие рассматривалось в качестве перспективного, но на тот момент даже не производилось. Вариант силовой установки с газотурбинным двигателем AGT-1500 первоначально отклонили, но инженеры “Крайслера” вопреки решению выбрали именно его.
Предоставленный на испытания в 1976 году прототип уже имел почти все черты будущего “Абрамса”. К этому времени немецкая 120 мм пушка уже была готова, и от разработчиков потребовали доработать прототипы так, чтобы их можно было легко перевооружить новым орудием. Танк обретал окончательный облик. В конце года стало ясно, что крайслеровский проект выиграл.
Уступая М60 по высоте, танк имел солидные габариты: длина корпуса — 7.9 метров, ширина — 3.66 метра, масса танка превысила 54 тонны. В мае 1979 года на заводе в Лиме началось серийное производство танка. Его назвали в честь генерала Крейтона Абрамса.
Распространение
Насчёт того, что М1 — лучший танк в мире, можно спорить. Он оснащён прожорливым и довольно капризным двигателем (как следствие, имеет небольшой запас хода). Во время «Бури в пустыне» отсутствие в боекомплекте танков осколочно-фугасных снарядов не давало полноценно оказывать поддержку пехоте. Советские и российские танки он превосходит по габаритам и массе. Германский «Леопард» имеет меньшую стоимость. И то, что «Абрамс» не самый распространённый в мире — это точно.
В Америке танками “Абрамс” вооружены армия и корпус морской пехоты, причем машины морпехов имеют некоторые отличия в комплектации.
Так, бронекороб вспомогательной силовой установки размещался на корме корпуса, а не на башне.
Крупным покупателем “Абрамсов” стал Египет, для которого произвели более тысячи танков. Поставлялись танки дружественным США арабским странам – Кувейту, Саудовской Аравии. После падения режима Хуссейна “Абрамсами” вооружили реорганизованную армию Ирака.
В 2007 году танки М1А1 (без урановой брони) получила Австралия. С 2016 года “Абрамсы” получает Марокко.
Силовая установка и ходовые качества
На танке установлен многотопливный газотурбинный двигатель. AGT-1500 с воздушным охлаждением. Гидромеханическая трансмиссия выполнена с двигателем в едином блоке для упрощения ремонта и замены узла. Достоинства и недостатки – общие для всех машин с ГТД.
Такой двигатель может использовать в качестве горючего буквально “всё, что горит”, легко заводится в мороз, менее шумный. Но при этом имеет огромный расход топлива и, в условиях пустыни, чувствителен к пыли. А пехота жаловалась на высокотемпературный выхлоп, мешающий следовать за танком в бою.
Изначально “Абрамсы” не имели вспомогательной силовой установки, но в 90-е годы стали оснащаться вспомогательным дизелем, смонтированным в бронекоробе на башне.
Когда уязвимость такой установки привела к потерям танков, ВСУ демонтировали и заменили дополнительными аккумуляторами.
“Абрамс” обладает неплохой подвижностью для тяжёлого танка. Максимальная скорость по дороге у М1 составляла 72 км\ч, на последующих модификациях её ограничили до 66 км\ч. Танк М1А1 способен преодолеть подъём в 31 градус, стенку высотой 1.24 метра и ров шириной 2.7 метра.
Без предварительной подготовки “Абрамс” форсирует брод глубиной 1.2 метра, а с установленным оборудованием – до 2.3 метра.
Конструкция корпуса и система бронирования
Поскольку “Абрамс” всё ещё стоит на вооружении, и списывать его не собираются, имеющиеся сведения о бронировании касаются в основном ранних версий. Корпус и башня танка сварные, из катаной гомогенной брони. Нижняя лобовая деталь корпуса, а также лоб и борта башни защищены комбинированной бронёй.
Верхняя лобовая деталь имеет небольшую толщину – 38 мм, но расположена под углом, обеспечивающим крайне высокую вероятность рикошета и сложность прицеливания в эту деталь.
Борта корпуса толщиной 30 мм в районе боевого отделения дополнительно усилены листам в 32 мм. В районе МТО борт тоньше – 27 мм. Борта и детали ходовой части дополнительно закрыты 70 мм композитными экранами и 6мм стальными (в хвостовой части).
Топливные баки в носу корпуса отделены от боевого отделения бронироваными переборками толщиной 19 мм и работают, как элемент защиты – кумулятивная струя, даже пробив борт, проходя сквозь бак, рассеется.
На переходной модели M1 IP установили новую башню с усиленной бронёй (эквивалент толщины возрос с ~650 до ~880 мм ). Такая башня перешла и на М1А1. А у варианта M1A1 HA (HeavyArmor) в броню добавили элементы из обеднённого урана.
Эквивалентная толщина брони лба башни танка M1A2 SEP оценивается, как 960 мм (1620 мм для кумулятивных снарядов). Динамическая защита в стандартную комплектацию не входит, но может устанавливаться, например, в составе пакета TUSK (TankUrbanSurvivalKit).
По результатам иракской кампании 2003 года была собрана информация об эффективности брони.
Комбинированная броня башни и корпуса выдерживала попадания из РПГ. Стальные бортовые экраны из ручных гранатомётов пробивались, при том, что попаданий в композитные экраны зафиксировано не было.
В ходе одного из инцидентов с “дружественным огнём” танк вывели из строя попаданиями 25 мм бронебойных снарядов в корму. В одном случае огонь из крупнокалиберного пулемёта поразил внешнюю вспомогательную силовую установку, и возникший пожар уничтожил танк.
Средства поражения
Первые “Абрамсы” вооружались 105 мм нарезным орудием М68, аналогичным установленному на М60 (и М48А5). Это – выпускавшаяся по лицензии версия британского орудия L7. Орудие было хорошим, популярным, но к началу 80-х годов её возможности по борьбе с лучшими советскими танками уже считались недостаточными.
Впрочем, от М60 “Абрамсу” достались только бронебойно-фугасные снаряды М393, бронебойные снаряды М735 (БОПС) и кумулятивно-осколочные М456А2 были новыми. Позже в боекомплекте появились бронебойные снаряды М774 и М833 из обеднённого урана.
Проект MBT-70 предполагал установку в качестве дополнительного вооружения 20 мм автоматическую пушку. По задумке, танкисты могли использовать её для поражения легкобронированной техники, не тратя боекомплект главного калибра.
Но опыт арабо-израильской войны 1973 года показал, что танкисты стараются использовать основное орудие в любых случаях.
Так М1 получил “классический” комплекс вспомогательного вооружения – спаренный с пушкой пулемёт нормального калибра, и крупнокалиберный на башне.
Пулемёт М240 калибра 7.62 мм – лицензионная копия бельгийского FN MAG. Ещё один М240 устанавливается на турели у люка заряжающего и служит для борьбы с пехотой в слепых зонах. Что касается зенитно-пулемётной установки в командирской башенке – первые прототипы имели, как и предыдущие танки, пулемёт М85, но в итоге было решено вернуться к старому, но надёжному “Браунингу” М2.
Боекомплект М1 составлял 55 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм, 10000 патронов к спаренному пулемёту и 1400 для пулемёта заряжающего.
Начиная с модели М1А1 “Абрамс” получил немецкое 120 мм гладкоствольное орудие с длиной ствола 44 калибра. В США оно получило индекс М256. Боекомплект изначально составляли урановый БОПС М829 и кумулятивно-осколочный снаряд М830.
Ко времени появления модификации М1А2 стали доступны усовершенствованные снаряды М829А2, а М830 предполагалось заменить “многоцелевым” М830А1 с функцией подрыва в воздухе. Позже были разработаны бетонобойный снаряд М908 “для разрушения препятствий” и дешёвый противопехотный “картечный” М1028.
На М1А2 ЗПУ с дистанционным управлением упразднили, заменив на простую пулемётную турель.
Это может показаться шагом назад, но мотивация для решения была следующей: управляя пулемётом вручную, командир может лучше воспринимать окружающую обстановку. В последние годы делались попытки установить более сложную и совершенную дистанционную установку.
Размещение экипажа и боекомплекта
Экипаж танка состоит из четырёх танкистов: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Мехвод сидит полулёжа – такая поза обусловлена сильным наклоном верхнего бронелиста. Боевые посты наводчика и командира размещены друг за другом в правой части башни. Рабочее место заряжающего — слева. Танк оснащен автоматической системой пожаротушения.
Для повышения живучести танка и выживаемости экипажа боеукладка на “Абрамсе” размещена в отсеке в корме башни. Боекомплект отделён от экипажа бронированной переборкой толщиной до 38 мм, а в крыше отсека находятся вышибные панели.
В случае детонации боезапаса, они позволяют направить силу взрыва так, чтобы свести урон для танка к минимуму (Уничтоженный боекомплект и выбитые панели – лучше сгоревшего танка). Для размещения боеукладки первой очереди предусмотрен бронекороб на полу башни.
Электронное оборудование танка
“Абрамс” обладает весьма совершенной системой управления огнём. Основной прицел наводчика, стабилизированный в вертикальной плоскости, оснащён лазерным дальномером и встроенной тепловизионной камерой.
Имеется вспомогательный телескопический прицел.
В баллистический вычислитель, автоматически рассчитывающий поправки, вручную надо вводить только данные о типе снаряда, износе канала ствола, а так же давлении и температуре воздуха. Дальность, скорость цели и скорость ветра вводятся автоматически.
На М1А2 прицел получил двухплоскостную стабилизацию, новый лазерный дальномер, позднее – тепловизоры следующего поколения. Также на М1А2 появились тепловизор у механика-водителя и панорамный тепловизионный прицел у командира.
Кроме того, на модификации А2 SEP танк оснастили “системой управления войсками” FBCB2-EPLRS, обеспечивающей выход в тактическую информационную сеть.
ТТХ в сравнении с аналогами
Если искать прямые аналоги, то у оригинального М1 им окажется Т-72. Он тоже был создан, как упрощённый вариант высокотехнологичного ОБТ (у СССР таким стал Т-64).
Следует заметить, что в советских танках, начиная с Т-64, экипаж размещён непосредственно над автоматом заряжания с боеукладкой. При этом не весь боезапас помещается в автомат заряжания (так, у Т-72 в АЗ 22 выстрела из 39).
Боевое применение
В бой “Абрамсы” вступили в 1991 году, во время операции “Буря в пустыне”. Лучшие американские и европейские войска, долгие годы ожидавшие войны с Советским Союзом в Европе, наконец получили возможность вступить в настоящий бой. И он стал их триумфом. Причины этого видят, в том числе, в технологическом превосходстве сил коалиции.
Так, в условиях песчаной бури иракские танкисты не могли ни точно определить положение цели, ни правильно определить её дальность. Американцы же прекрасно наблюдали мишени в тепловизоры, безошибочно определяли дистанцию лазерными дальномерами, и без промаха стреляли.
Количество “Абрамсов”, потерянных от вражеского огня, измерялось единицами.
Самым страшным врагом “Абрамса” оказался он сам. Большую часть потерянных войне с Ираком танков уничтожил “дружественный огонь”. При этом оказалось, что лобовая броня танков может выдержать попадание собственного подкалиберного снаряда.
В 2003 году американские танки вернулись в Ирак. На этот раз за стремительным вторжением последовала затяжная оккупация. “Абрамсы” поддерживали огнём пехоту, попадали в засады и страдали от импровизированных взрывных устройств.
После вывода американских войск новая иракская армия применяла “Абрамсы” в боях с “Исламским государством”. В результате слабая выучка танкистов и плохая организация взаимодействия с пехотой большого успеха достигнуто не было. Примерно треть имеющихся танков были потеряны или захвачены врагом. А в 2017 году два “Абрамса” уничтожили из ПТРК “Милан” курдские повстанцы.
С 2015 года аравийские “Абрамсы” воюют в Йемене, но информация о их участии и потерях скудна. Только из того, что в очередном заказе 20 танков обозначаются, как “восполнение потерь“, можно сделать примерные выводы о количестве выведенных из строя машин.
Заключение
“Абрамс” кое в чём повторил судьбу предшественника. Если “переходный” М60 остался основным танком армии на 20 лет, то М1, первый из американских ОБТ нового поколения, остаётся в этой роли уже вдвое дольше.
Танк ни в коем случае нельзя назвать неудачным, а история его боевого применения говорит только о том, что любой танк эффективен настолько, насколько хорош его экипаж.
Поэтому американские “Абрамсы” успешно громили иракские танки и приемлемо справлялись в контрпартизанской войне. И поэтому успехи саудовских и нынешних иракских танкистов гораздо скромнее (если вообще есть). Проблема в возрасте платформы.
Генералы, решавшие в 70-х годах, какой танк им нужен, не могли знать, какой танк будет необходим их преемникам. Но, несмотря на это, «Абрамс» остаётся грозной боевой машиной, способной успешно решать боевые задачи и противостоять любым противникам.