Найти в Дзене
Павел Садчиков

Автотуризм в России. «КТО ОН, РОССИЙСКИЙ АВТОТУРИСТ? Часть 1.»


Автотуризм – популярнейший вид отдыха в современном мире. Именно автопутешествие является любимым досугом достаточно большого количества людей во всем мире и в России. Никакой другой вид туризма не может дать такой уровень свободы во всех составляющих вашего путешествия — от выбора маршрута и программы, до комплектования команды участников, уровня комфорта и экономики вашего путешествия.

Во все цивилизованном мире, автотуризм ассоциируется с караванингом. Но не в России. Россия — непохожая на другие страны. Во всем (как там у Тютчева - «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить»). И автотуризм в России существенно отличается от аналогичного вида туризма за рубежом.

Три разновидности автотуризма в России:

Караванинг — элитный автотуризм счастливых обладателей Домов на колесах (кемперов и караванов), имеющих возможность путешествовать в условиях максимального комфорта, с проживанием в автодомах или автоприцепах. Для этой категории автотуристов требуется высокий уровень специального придорожного сервиса (как минимум - наличие кемпингов).

Внедорожный (офф-роудный), экстремально-спортивный автотуризм, заключающийся в прохождении туристических маршрутов по бездорожью на полноприводных автомобилях. Это наш фирменный вид автотуризма, имеющий большую популярность как у нас в стране, так и за рубежом, потому что только у нас так много разнообразного бездорожья любого вида.

-2

Бытовой (самостоятельный) автотуризм — путешествуем на том автомобиле, который есть в наличии, от Запорожца, до 66-го Урала. Самой распространенной разновидностью автотуризма в России является Самостоятельный («дикий»), не цивилизованный туризм. - Едем на том, что есть, куда хотим, становимся где понравилось, живем, ни в чем себе не отказывая, пока деньги не кончатся. Необходимо отметить, что такие виды автотуризма, как караванинг и внедорожный, это отдельные, мало связанные между собой элементы автотуризма, организованные без участия государства и не ориентированные на массовость.

-3

Развитие караванинга в России тормозит высокий ценовой порог входа в эту категорию автотуризма. Высокая стоимость автодомов и караванов для конечного потребителя и практически полное отсутствие специализированного сервиса для этой категории автопутешественников. Стоимость самой простой модели кемпера, с учетом таможенных платежей, составляет 50-60 000 евро (4-5 млн рублей), что делает его малопривлекательным для российских любителей путешествий. Такой вид вид туризма в России является элитным. В такой ситуации караванинг не может стать массовым явлением.


Для внедорожного туризма используют либо личные, специально подготовленные автомобили (стоимость тюнинга такого автомобиля часто сравнима со стоимостью самого автомобиля), либо экстремальный тур организуют туристские фирмы на собственных автомобилях. Несмотря на популярность этого вида автотуризма в России, экстремальный туризм никогда не станет массовым (количество людей, развлекающихся «битьем» собственной, дорогой техники, весьма ограничено).

Самостоятельных автопутешественников, по формату организации поездки можно разделить на две категории:

1. Категория автотуристы - поездки к месту отдыха с разбивкой места стоянки, приспособленному к приему автотуристов («таборный» автотуризм, базовая локализация - пребывание в месте, выбранном для отдыха). Чаще всего это поездки на морское побережье, к большим водоемам — Байкал, Селигер, ...

-4

2. Категория автопутешественники - автотуризм с познавательными целями («Узнай свою страну»). Экскурсионный и природный («кочевой») автотуризм, туристы постоянно находятся в движении по маршруту. Стоянки производятся с целью изучения достопримечательностей этого места или отдыха и ночевки. Сторонники такого вида автотуризма постоянно в поиске новых, еще не пройденных маршрутов.

-5

Это наиболее популярный вид отечественного туризма. По данным исследования РБК "Российский рынок внутреннего туризма», более 60% автотуристов путешествуют по России с этими целями. Обе эти категории российских автотуристов осуществляющих самостоятельные поездки, в качестве средства перемещения используют собственные автомобили, а для проживания используют либо палатки, которые привозят с собой, либо пользуются услугами частного сектора, широко предлагаемых местными жителями прибрежных населенных пунктов.