Найти в Дзене
жена итальянца

Андреа Гуэрра: «Я выбрал музыку, как область искусства, которую не занял мой отец»

16 марта исполнилось 100 лет Тонино Гуэрра, итальянскому кинодраматургу и поэту, который работал с такими значительными кинорежиссерами, как Антониони, Де Сика, Феллини, чье 100 летие с размахом отмечалось в Италии в январе.
Столетие Тонино в Италии прошло в условиях карантина. Такой опасной выдалась весна 2020.
Федерико и Тонино родились в одной и той же области Италии - Эмилии-Романье, в 10

16 марта исполнилось 100 лет Тонино Гуэрра, итальянскому кинодраматургу и поэту, который работал с такими значительными кинорежиссерами, как Антониони, Де Сика, Феллини, чье 100 летие с размахом отмечалось в Италии в январе.

Столетие Тонино в Италии прошло в условиях карантина. Такой опасной выдалась весна 2020.
Федерико и Тонино родились в одной и той же области Италии - Эмилии-Романье, в 10 км друг от друга (один в Римини, другой – в Сантарканджело-ди-Романья) и с разницей в два месяца.
Друзья и одногодки создали “Амаркорд”, получивший две номинации на Оскар - за лучший оригинальный сценарий и за лучший иностранный фильм. Статуэтку в итоге дали за картину.

Жизненный путь Тонино оказался длиннее, он пережил друга на 19 лет и ушёл в возрасте 92, “перешёл из одной комнаты в другую”, как называет это печальное событие Лора Гуэрра, жена (ни в коем случае не вдова!).
Благодаря Лоре, для нас, россиян, Тонино – свой, близкий. Он любил Россию, много раз бывал в Москве и даже поработал с нашими режиссёрами - Андреем Тарковским и Владимиром Наумовым.

Я нажала на кнопку и «сам Тонино» спустился с лестницы
Мы с дочками отправились в родной город Тонино – в Сантарканджело-ди-Романья (
было это в конце декабря 2019го).
Найти дом, в котором жил и умер великий драматург – легко, он находится в самом центре города, перед ним - фонтан с мраморной шишкой. На фасаде – мемориальная доска с рисунком Тонино и надписью: “
в этом доме родился и умер... ”. Рядом с доской – вход в бар “Паскуччи», где я выпила невероятно вкусный горячий шоколад.
Слева от бара – вход в подъезд, на кнопках имена, среди них: Тонино Гуэрра.
Я нажала. Раздался щелчок и я оказалась в подъезде.
Мне навстречу по высокой лестнице спускался сам ... Тонино.

Мы с Андреа Гуэрра в Сантарканджело-ди-Романья. Слева - Дом, в котором родился и ушёл из жизни Тонино
Мы с Андреа Гуэрра в Сантарканджело-ди-Романья. Слева - Дом, в котором родился и ушёл из жизни Тонино

Ах, нет, это Андреа, его сын! До чего похож! Впрочем, конечно же, я знала, кто такой Андреа Гуэрра, всемирно известный композитор, написавший музыку к сотням фильмам и сериалам.
Признаться, не ожидала застать Андреа в Сантарканджело. Ведь он – то в Риме, то в Лос-Анджелесе.
Андреа написал более 120 саундтреков для кино и телевидения, работал со значимыми режиссерами из разных стран, но его самый любимый фильм – “Сталкер” Андрея Тарковского. Увы, с российскими режиссёрами знаменитому композитору пока поработать не удалось.
В тот вечер мы буквально оторвали его от рояля и от общения с коллегами.
- Я сейчас! - сказал Андреа кому-то по-английски и пошёл с нами в бар.
Андреа постоянно переходил с итальянского на английский, чтобы было понятно моим дочкам, которые ему очень приглянулись.

У Тонино была ещё старшая дочь Костанца, но, к сожалению, она очень рано ушла из жизни - шесть лет назад.
Андреа сразу предложил перейти на “ты”.
59-летний маэстро согласился ответить на мои вопросы. Оказывается, я стала
первым российским журналистом, которому Гуэрра-младший дал интервью.

Мы с сестрой видели отца раз в год”
-
Я правильно поняла, что ты и твоя сестра выросли без отца?
- Конечно, у Тонино было две жены. Мы с сестрой Костанцей родились от первой супруги Паолы, но родители расстались очень рано, мне был всего год от роду. Отец проводил с нами не так много времени, как хотелось бы. Мы видели его примерно раз в год, росли в Сантарканджело - маленьком городке, идеально подходящем для счастливого детства, здесь было много мест для игр на природе.
- Каким ты запомнил Тонино?
- Тонино для меня - поэт, я помню его постоянно увлеченным работой и всегда - в хорошем настроении. Любой предмет под его взглядом приобретал иной свет. Мне приятно вспоминать, как с помощью своего «специального фильтра» он преподносил нам с сестрой многие вещи.
- Чем занималась твоя сестра? Была ли она творческим человеком?
- Моя сестра Костанца была очень креативной, она работала в министерстве культуры Сан-Марино, маленькой республики, расположенной на территории Эмилии-Романьи. Она была солнечным и очень обаятельным человеком, много рисовала и часть своей жизни работала художником по костюмам.

- Ты показывал Тонино свой первый творческий опыт, свою музыку?
- Никогда. Я не дал ему послушать ни одно из моих сочинений. Я не позволил ему войти в мой мир также потому, что, как только вы откроете дверь для таких людей, как Тонино, вы должны знать, как ими управлять. Тонино всегда с уважением относился к тому, что я делаю и однажды мне довелось-таки посотрудничать с отцом в одной картине, к которой он написал сценарий.
- Ты пытался писать, рисовать, как Тонино, а не только сочинять музыку?
- Я тоже одно время экспериментировал со сценариями и живописью, думал даже поступать в художественный вуз, но, в конце концов, забросил. Я выбрал поле деятельности, которое было свободно. Когда мне подарили пианино, я начал играть на нём — поначалу баловался, остальное пришло само собой. Я открыл для себя мир музыки, любуясь подводными документальными фильмами. Неожиданно для себя, я начал писать саундтреки, раскладывая их по разным коробкам. Затем, когда я прибыл в Рим, эти композиции вызвали интерес, и меня сразу же взяли на работу.

- Может быть, ты посвятил отцу какую-то музыку, песню?
- Наши карьеры никогда и никоим образом не пересекались, если не считать некоторые совпадения. Мне не понравился ярлык “сына искусства”, с самого раннего возраста я занимался тем, чтобы стать независимой личностью.
В какой-то момент я сказал ему: «Папа, я не буду менять фамилию, но мы не будем сниматься вместе, иначе я пожалею об этом».
Отец принял эту “игру”, у нас даже нет общих фотографий, по-крайней мере, они никогда и нигде не публиковались. При этом наши отношения были вполне гармоничными. Тонино подшучивал над этой моей принципиальностью не “светиться” вместе.
- Ты ценишь творчество своего отца?
- Кто может не ценить его заслуги и качество его работ?!

«Хотел бы снова побывать в России и найти агента»
- Ты был знаком с Феллини? Каким его запомнил?
- Впервые я встретил Федерико в лифте отеля на Пьяццале Клодио в Риме, на пятом этаже. Вместе с ним были режиссеры Андрей Тарковский и Тео Ангелопулос. Я был ребенком, но я помню чувство, что нахожусь рядом с внушительными и абсолютно притягательными личностями.
Моего отца и Феллини я знаю по письмам. Есть чудное письмо, в котором Федерико, получив папку со сценарием, просит Тонино прислать ему ещё больше материала. Во втором письме Тонино предлагает Федерико сцену бала как финала, хаоса, который ведет к разрушению, как прелюдию к войне. Есть рисунок Тонино, на котором изображена стена, которая рушится, и чёрный шар, который выходит из дыры в кирпичах.
Между отцом и Федерико было очень здоровое, очень верное и очень чистое сотрудничество. Была совместимость, связанная не только с писательством, но и с изображениями. Они рассказывали всему миру о самих себе.
- Феллини умер в 1993 году. Помните, как Тонино воспринял его уход?
- Это было время, когда мой отец был увлечён другими вещами. Он только привез Россию и Восток в Италию. Конечно, смерть Федерико стала для отца практически крахом мира, пусть уже не столь крепкого, как прежде. Феллини в последнее время почти не мог работать. Тонино бился насмерть, убеждая министра культуры подтолкнуть таких великих режиссеров, как Феллини, Антониони и Рози, снимать по фильму в год. Для чего? Чтобы мы все стали богаче.

Андреа Гуэрра в музее своего отца "В мире Тонино Гуэрра" в Сантарканджело-ди-Романья, фото giannellachannel.info
Андреа Гуэрра в музее своего отца "В мире Тонино Гуэрра" в Сантарканджело-ди-Романья, фото giannellachannel.info

- Ты бывал в России?

- Да, в Москве, по-моему это был 1990 год. Я хорошо запомнил необыкновенную атмосферу встречи с российскими художниками. Ваша страна тогда переживала очередной сложный политический этап. Мне бы очень хотелось снова побывать в России с моими творческими проектами, но, к сожалению, у меня нет агента в вашей стране.
- Какие фильмы тебе нравятся?
- Мне нравятся фильмы, которые раскрывают тему в изображениях, где мало слов. Там, где много говорят – это уже не кино, а телевидение.
Мой самый любимый фильм, который я ставлю выше всех - «Сталкер» Андрея Тарковского, за ним в моём списке следует “Люди против” Франческо Рози.

- С кем из лучших тебе довелось поработать и с кем хотелось бы?
- Я работал со многими режиссерами. Никто не лучше кого бы то ни было. У каждого свой стиль. Однако если я должен кого-то вспомнить, это был Этторе Скола. Его доверие, спокойствие и щедрость остались в моей памяти. Это было сотрудничество с предыдущим поколением.
Я бы хотел поработать с режиссёрами с Востока, моими ровесниками, такими как Ким Ки Дук (Южная Корея) и Вонг Карвай (Китай): их киноряд настолько современный и визуальный, что можно много экспериментировать с музыкой.
- Какой твой самый большой успех в жизни?
- Самый большой успех для меня - это умение сочетать функциональность и красоту с максимальной интенсивностью. В своем личном стиле я пытаюсь установить чувство неотвратимости в историях, которые сочиняю. Это чувство позволяет зрителю чувствовать себя более вовлеченным.
- В 2017 году ты получил награду в Венеции. За что?
- Это была награда за жизненные достижения, за карьеру, за мои 120 саундтреков для кино и телевидения. Я пережил сильные чувства, стоя на сцене Дворца кино.
- Андреа, как ты собираешься отпраздновать 100-летие своего отца?
- На столетие Тонино запланировано много культурных мероприятий от Сантарканжело до Пеннабилли — двумя городами, которые видели его живым. Знаю, что Москва, то есть Россия, его вторая “родная” страна, будет праздновать юбилей отца весь 2020 год.

На велосипеде по местам Тонино и Тарковского
Андреа Гуэрра планирует создать литературный парк, по которому можно на велосипеде проехать маршрут «От Феллини к Гуэрра». Старт из Римини, вдоль реки Мареккья, президентом которой был Тонино. Обязателен к посещению Сан-Лео, который Тарковский назвал самым духовным местом Италии. В Сан-Лео - два невероятно красивых собора и крепость, где умер граф Калиостро. Конечно, дорога приведет вас в Сантарканджело-ди-Романья, где есть, что посмотреть.

После встречи с Андреа Гуэрра, мы пошли в музей под названием «В мире Тонино Гуэрра» (улица Коста 5) с деревянным конем у входа, и едва успели перед его закрытием.

Ресторан Ла Санджовеза, украшенный работами драматурга в честь Федерико Феллини, был ещё закрыт перед ужином. Фонтан, созданный Тонино «Затонувший луг» мы нашли с трудом, к сожалению, рядом с ним не было никакого освещения.
В Сантарканджело-ди-Романья творчество великого земляка можно не только посмотреть, но и выпить. Мы наткнулись на линейку вина в оригинальных бутыках с этикетками кисти Тонино (напомним, в Римини производят пиво «Амаркорд» - в честь совместного фильма Феллини и Гуэрра).
Катерина Мигулина

СПРАВКА
Андреа Гуэрра родился в октябре 1961 года в Сантарканжело-ди-Романья, изучал композицию и аранжировку в Болонье у маэстро Этторе Баллотты. Его первый саундтрек для кино был написан к фильму «Любовное путешествие» (1990) с участием Омара Шарифа и Леа Массари.
Композитор Андреа Гуэрра работал с всемирно известными режиссерами, включая Этторе Скола, Роба Маршалла, Терри Джорджа, Гриффин Данна, Маниш Шарма, Чжан Юань, Ферзана Озпетек, Джузеппе Бертолуччи и Габриэле Муччино.
Награжден престижной кинопремией «Давид ди Донателло» за партитуру к драме Ферзана Озпетека 2003 года «La Finestra di Fronte» («Окно напротив»). Альбом саундтрека был продан в количестве более 75 000 копий, получив награду Gold Record Award, затем Platinum Record Award и Italian Music Awards, а оригинальная песня фильма Gocce di Memoria (капли памяти), стала хитом в Италии, были проданы более 120 000 экземпляров. За песню «Миллион голосов» из фильма «Отель Руанда» Гуэрра получил награду European Film Award 2005 как лучший композитор и был номинирован на премию «Золотой глобус» и «Грэмми».

Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой

Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики

Теперь меня можно поддержать:

Благодарю за подписку и лайки!