Найти тему
Наталья Гон

«Особенные» (2019): за что стоит выбрать фильм

То, за что выбираешь, и то, что получаешь, – есть ли общее?

Сначала не о фильме, а вообще о выборе.

Как быть в ситуации гипер-предложения?
Нехорошо сравнивать искусство с едой, но вот вы приходите в магазин и перед вами 100 сортов сыра – как определиться, какой купить?
Психологи предлагают такую модель, объясняющую поведение человека, – в ситуации очень большого выбора он(а) сосредоточивается на том, о чем что-то знает. Для экономии своих затрат он(а) выбирает простое решение. И не будет экспериментировать с чем-то незнакомым.

Возвращаясь к кино и если эта теория верна, симпатии, конечно, будут к тем фильмам, про качество которых что-то можно предположить: его снял режиссер, чьи фильмы нравятся, в нем играют симпатичные актеры, заинтересовал сюжет, и т.д.

«Особенных» я выбрала, полагаясь на симпатичного мне актера и сюжет фильма, связанного с моей профессиональной деятельностью – тем, как общественные организации решают социальные проблемы. А еще мне – не помню, когда такое было последний раз, – понравился плакат фильма.

Тот самый кадр, который на плакате.
Тот самый кадр, который на плакате.

«Особенные» / Hors normes
режиссеры и авторы сценария: Оливье Накаш, Эрик Толедано
В главных ролях: Венсан Кассель, Реда Катеб.
Франция, 2019

Описание фильма на кинопоиск.ру: «Они живут среди нас, встречаются на улицах, в вагонах метро и подъездах многоэтажек. Мы не замечаем их существования или просто боимся заметить. Это мог бы быть сюжет фильма о супергероях. Но они не парят над землей и не стреляют молниями. Это история о людях, которым отчаянно нужна помощь, и о человеке, подарившем им всю свою жизнь».

Про фильм много рассказывать не буду.
Я в восторге.
В восхищении от его героев, на которых самой хочется быть хоть немного похожей, но понимаю, как много мне не хватает для этого.
Отличная актерская игра и режиссура.
Достоинство фильма – замечательный темп, с одной стороны, связанный с темпом жизни героев, а с другой – комфортный для тех, кто любит смотреть динамичное кино. Сюжет насыщен драматичными, интригующими событиями, полный неразрешимых проблем и дарящий облегчение, когда они непостижимым образом разрешаются.

-2

В аннотации этого нет, но тем, кто выбирает, смотреть или нет, конечно, надо знать, что речь в «Особенных» идет о сотрудниках благотворительных организаций, который работают с особенными (аутичными, с другими ментальными проблемами) детьми, помощь которым не может оказать никто кроме них.
Особенные (хотя оригинальное название «Без норм») – это и дети и уже по возрасту не дети, но из-за особенностей своего здоровья не способные быть самостоятельными. А еще это два главных героя фильма – руководители организаций, посвятившие свою жизнь помощи таким людям.

Вернемся к ожиданиям. Проверим их.

Получила ли я то, что ожидала от Венсана Касселя? Да, если говорить о качестве актерской игры. Но в этом фильме он для меня раскрылся с неожиданной, приятной стороны. Так как я сама знакома с этой средой, то мне очень импонировало, насколько он был в роли, насколько был своим.

Оправдались ли надежды на сюжет? Да, конечно. Это было очень интересно. И погружение в подробности того, как это происходит во Франции (была удивлена, насколько много перекличек с Россией), и новые поводы для размышлений и разговоров с коллегами. Много обсуждаем этот фильм.

Соответствует ли плакат тому, что было в фильме? Несмотря на все показанные тяготы, на то отчаяние, которого так много в этой фильме, он очень в точку.

Но.

Как оказалось, мой выбор этого фильма был все-таки рискованным. Но я об этом риске не знала. Как так?
А вот как. Дело в том, что снят он по сценарию и режиссерами его были Оливье Накаш, Эрик Толедано. Они же авторы фильма… «1+1», который мне не нравится. Причем очень не нравится.
Надо же так случиться, что я почему-то не стала выяснять, кто же режиссер у «Особенных». И это было очень удачно.
Боюсь, знай об этом, сильно бы сомневалась, стоит смотреть или нет.

/когда рискованно рассчитывать на имя режиссера/

/когда рискованно рассчитывать на имя актера/