Пекин наращивает гуманитарную помощь блицу в странах, борющихся с их собственными вспышками. При этом он вступает в роль, которую когда-то доминировал Запад.
Пекин-лидер Китая Си Цзиньпин пообещал направить больше медицинских экспертов в Италию на этой неделе, в тот же день Пекин направил 2000 быстрых диагностических тестов на Филиппины. Президент Сербии обратился за помощью не к соседям страны в Европе, которые ограничили экспорт необходимого медицинского оборудования, а к Китаю.
"Европейская солидарность не существует", - заявил сербский лидер Александр Вучич, объявив в телеэфире чрезвычайное положение . “Это была сказка на бумаге. Я верю в моего брата и друга Си Цзиньпина, и я верю в помощь Китая.”
Всего несколько недель назад Китай был охвачен эпидемией коронавируса, которая началась в центральном китайском городе Ухань, приняв пожертвования масок и других медицинских принадлежностей от почти 80 стран и 10 международных организаций.
Теперь, с новыми ежедневными случаями внутри страны, сокращающимися до однозначных цифр, Китай наращивает дипломатическое наступление, чтобы помочь, поскольку остальной мир изо всех сил пытается взять вирус под контроль. От Японии до Ирака, Испании и Перу она предоставляла или обещала гуманитарную помощь в виде пожертвований или медицинских экспертиз — блицпомощь, которая дает Китаю возможность позиционировать себя не как авторитарный инкубатор пандемии, а как ответственного глобального лидера в момент мирового кризиса.
При этом он вступил в роль, которую Запад когда-то доминировал во времена стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, и что президент Трамп все больше уступал в своем “первом американском” отступлении от международного участия.
“Это может быть первый крупный глобальный кризис за последние десятилетия без значимого лидерства США и при значительном лидерстве Китая”, - сказал Раш Доши, директор китайской стратегической инициативы в Институте Брукингса в Вашингтоне.
Он отметил, что всего несколько лет назад США возглавляли борьбу с лихорадкой Эбола.
Вспышка, начавшаяся в Ухане, которая заразила почти 200 000 человек и унесла жизни почти 8 000 человек по всему миру, стала ошеломляющей неудачей для руководства г-на Си, раздувая недовольство внутри страны и вопросы за рубежом об эффективности коммунистического государства.
Теперь глобальные неудачи в противостоянии пандемии от Европы до Соединенных Штатов дали китайскому руководству платформу, чтобы доказать свою модель работы — и потенциально получить некоторую длительную геополитическую валюту.
Как и в прошлом, китайское государство использует свои обширные инструменты и глубокие карманы для построения партнерских отношений по всему миру, опираясь на торговлю, инвестиции и, в данном случае, на выгодное положение крупнейшего в мире производителя лекарственных средств и защитных масок. Великодушие идет далеко, чтобы помочь умерить народный гнев по поводу его первоначального неправильного обращения с вспышкой болезни, которая теперь сеет хаос на каждом континенте, кроме Антарктиды.
” Я не знаю, и теперь мне все равно", - сказал в интервью бывший заместитель министра экономического развития Италии Мишель Джерачи, когда его спросили, отражает ли помощь геополитические амбиции Китая, а также гуманитарные проблемы.
Он сказал, что неотложным вопросом является предоставление помощи для спасения жизней, чего не смогли или не захотели сделать союзники Италии в Европейском Союзе.
“Если кто-то беспокоится, что Китай делает слишком много, разрыв открыт для других стран”, - сказал он. “Это то, что должны делать другие страны.”
Китай уже давно стремится играть более заметную роль в Организации Объединенных Наций и других международных организациях, проецируя свое политическое, экономическое и военное влияние на все большее число стран мира — порой в условиях прямой конкуренции с Соединенными Штатами.
"Китай в настоящее время пытается восстановить свой сильно поврежденный международный имидж из-за неправильного обращения со вспышкой болезни в Ухане в начале января”, - написал в своем электронном письме Миньсин пей, профессор государственного управления в колледже Клермонт Маккенна в Калифорнии.
"Пожертвование медикаментов показывает, что Китай является ответственной и щедрой мировой державой", - добавил он. "Он также рекламирует свой успех в сдерживании вспышки коронавируса, чтобы предположить, что его однопартийный режим превосходит неуклюжие демократии на Западе, в частности США “”
В среду Китай заявил, что он предоставляет два миллиона хирургических масок, 200 000 передовых масок и 50 000 наборов для тестирования в Европу. ” Мы благодарны за поддержку Китая", - заявила в своем твиттере Урсула фон дер Ляйен, президент Европейской комиссии . “Мы нуждаемся в поддержке друг друга в трудную минуту.”
Один из ведущих предпринимателей Китая, Джек Ма, предложил пожертвовать 500 000 тестов и миллион масок в Соединенные Штаты, где больницы сталкиваются с нехваткой, несмотря на то, что у них есть недели для подготовки уведомлений. В феврале Соединенные Штаты доставили в Ухань 17 тонн грузов на борту четырех рейсов, которые эвакуировали американцев из города.
” Это больше не проблема, которую страна может решить самостоятельно, но она требует, чтобы все мы работали вместе", - сказал фонд г-На Ма в заявлении, в котором перечислены пожертвования в десятки стран, включая все 54 страны в Африке.
В заявлении далее цитируется использование г-ном Ма на платформе социальных сетей Weibo знакомой фразы в американском политическом лексиконе: “Объединенные мы стоим, разделенные мы падаем.”
Китайские официальные лица настаивают на том, что пандемия должна быть ареной политического сотрудничества, а не конкуренции. Успех Китая в замедлении распространения болезни, однако, придал смелости чиновникам и государственным средствам массовой информации, чтобы отодвинуть сильнее — иногда неуклюже.
Один представитель Министерства иностранных дел, Чжао Лицзянь, выдвинул теорию заговора о том, что за вирусом стоит армия Соединенных Штатов, в то время как другой поссорился с Марио Варгасом Льосой, перуанским автором и лауреатом Нобелевской премии, из-за газетной колонки, которую он написал о пандемии.
Государственные СМИ также освещали хаос в Европе и Соединенных Штатах с чем-то близким к злорадству. People's Daily приветствовала новость на этой неделе о том, что темпы распространения инфекций и смертей за рубежом теперь превышают таковые внутри Китая.
Ранее в среду министерство иностранных дел объявило, что оно выгоняет большинство американских корреспондентов из The New York Times, The Wall Street Journal и The Washington Post, заявив, что это было возмездие за действия администрации Трампа против китайских журналистов в Соединенных Штатах.
"Пандемия коронавируса стала полем битвы", - сказал Бруно Масаеш, бывший государственный секретарь по европейским делам в Португалии, который в настоящее время является старшим научным сотрудником Института Гудзона. "Я вижу, что Китай сосредоточен на использовании кризиса как возможности сыграть на превосходстве своей модели.”
"Я думаю, что это также показывает, как изменение климата может выглядеть в будущем, - добавил он. - меньше возможностей для глобального сотрудничества и больше предпосылок для геополитической конкуренции, когда каждый крупный игрок пытается сделать лучше, чем его конкуренты.”
Критики Китая отвергают эту помощь как пустые жесты, даже циничные.
Многие в Италии, например, гневно указывали, что Китай продает маски, респираторы и другое медицинское оборудование, а не дарит их, и утверждали, что некоторые из материалов предназначались для китайских граждан в стране.
Другие предупреждали, что Китай использует свою доминирующую роль в производстве респираторов и масок, чтобы вознаградить дружественные страны. Китай сделал половину масок мира до того, как коронавирус появился там, и он значительно расширил производство почти в 12 раз с тех пор, хотя он сохранил больше поставок для себя.
Ли Синцянь, директор департамента международной торговли Министерства торговли в Пекине, заявил на недавнем брифинге, что правительство не издало никаких правил для прекращения экспорта, а просто должно удовлетворить сильный внутренний спрос на маски и другие защитные средства.
Для стран, получающих щедрость Китая, вопросы о мотивах этой страны в значительной степени отошли на второй план. Это было особенно ясно в Ираке, стране, которая была в центре внимания американской внешней политики на протяжении десятилетий.
Десять дней назад группа из семи китайских медицинских экспертов сошла с самолета Иракских авиалиний в Багдаде, перевозившего медицинское оборудование и материалы. Они включали в себя две машины, которые позволят Иракским лаборантам более чем вчетверо увеличить число тестов на коронавирус, которые они делают каждый день, по словам врачей, занимающихся вспышкой.
"Иракский народ высоко ценит эту инициативу китайского народа",-сказал заместитель министра здравоохранения Джассим Аль-Фалахи, встречая прибывшую команду.
В последующие дни китайские эксперты начали информировать врачей и должностных лиц здравоохранения о мерах по борьбе с коронавирусом, проведя некоторые обсуждения в режиме телеконференции с руководителями иракских больниц, по словам д-ра Хасана аль-Тамими, генерального директора Багдадского медицинского городского учебно-больничного комплекса.
В заявлении иракского внешнеполитического ведомства было четко указано, что коронавирус является лишь одним из проектов, над которыми обе страны будут работать вместе: другие включают нефтяную промышленность и обновление некоторых устаревших объектов иракской электроэнергетической инфраструктуры.
Неясно, в полной ли мере иракцы усвоили уроки, предложенные китайцами. На церемонии подписания во вторник соглашения об установке новой лаборатории в Медикал-Сити китайский посол в Ираке Чжан Тао, казалось, был заметно обеспокоен.
"Действительно, в этой комнате много людей, важных людей, правительственных советников и министров, ни один из них не носит маску или перчатки”, - сказал г-н Чжан Мохаммеду Вахину, пульмонологу в медицинской городской педагогической больнице, который также присутствовал.
“Вашему премьер-министру уже больше семидесяти лет, - сказал доктор Вахиб, вспоминая свой разговор с послом. “Ты не принимаешь это всерьез.”
По материалам New York Times (дословный перевод) Авторы:
Стивен Ли Майерс и Алисса Дж. Рубин
Если было интересно Буду признателен за лайк и репост в соцсетях!
Подписывайтесь на Канал и следите за интерестностями из New York Times
Читайте так-же: