Всем привет! Здесь я расскажу о фильме “8 с половиной” (1963), ремейков на который нет и не будет никогда, потому что снять его мог только Федерико Феллини.
Во время просмотра “8 с половиной” мне вспомнились “Зеркало” и “Твин Пикс”. И не просто так вспомнились: Феллини одним из первых использовал прием “потока сознания” в кино. Именно картина “8 с половиной” оказала влияние на творчество Линча, Тарковского и других гениальных режиссеров.
Почему этот фильм так называется? Все просто: 8 — количество фильмов (короткий и полный метр), снятых Федерико Феллини на тот момент, а “половина” — фильм “Огни варьете” (1950) — совместное творчество Феллини с другим режиссером.
Что происходит
Известный режиссер Гуидо (Марчелло Мастроянни) проходит курс лечения в санатории на источниках. Параллельно он работает над новым фильмом. Сроки поджимают, поэтому даже в санатории Гуидо практически никогда не бывает один.
В первых сценах с героем только писатель, который критикует задумку режиссера. Затем к нему приезжают: любовница, вся съемочная группа, епископ, а затем и жена с подругой (причем Гуидо сам ее пригласил).
Но главное, режиссера не оставляют фантазии и сны наяву. Гуидо цепляется за них, пытаясь отыскать то тонкое и неуловимое, о чем хотел снимать фильм. Однако окружающие постоянно что-то требуют от него.
Итальянцы — народ эмоциональный. В фильме мало тишины, вокруг Гуидо постоянно гвалт, чьи-то реплики невпопад (как в пьесах Чехова). В финале все окружение героя предстает в образе хоровода, пляски, клоунады.
Что особенного
В фильме “8 с половиной”много личного. Герой Марчелло Мастроянни — воплощение Феллини на экране. Творческий кризис Гуидо — это творческий кризис самого Феллини.
Фантазии режиссера держат в эмоциональном напряжении. Например, в первой сцене, когда Гуидо снится, что он стоит в пробке и начинает задыхаться от дыма в машине, а окружающие бездействуют.
Вернусь к «потоку сознания». Такое происходит, когда мы видим человека или предмет, который вызывает ассоциации со значимыми событиями нашей жизни, и мы погружаемся в воспоминания.
Заслуга Феллини в том, что он смог показать «поток сознания» (непередаваемое) на экране. Воспоминания и фантазии героя не отделены визуально (затемнением, фильтром, титрами) от основного действия. Грани между вымышленным и реальным нет.