Когда-то питание в самолёте было не хуже ресторанного, но те времена прошли. Чего теперь ожидать от авиаменю и как сделать его интереснее без лишних доплат? Рассказываем!
История питания в самолёте начиналась на фарфоровых тарелках и в хрустальных бокалах с шампанским, однако тогда полёты были большой роскошью, и немногие могли себе её позволить. Теперь настала эра бюджетных путешествий, когда билет лоукостера может стоить дешевле, чем поход в театр, но питание на борту (как, кстати, и в театральном буфете!) придётся оплатить отдельно. Впрочем, некоторые авиакомпании ещё сохранили остатки былого великолепия в виде бесплатного обеда на высоте, хотя фарфор-хрусталь всё же пришлось заменить на пластиковую посуду. Что же окажется у вас в тарелке во время полёта и как разнообразить своё авиаменю без лишних доплат? Разбираемся в кулинарных возможностях разных авиакомпаний!
В гастрономическом плане все авиакомпании можно условно разделить на две категории: бюджетные, которые кормят только за деньги, и классические, которые пока ещё включают питание в стоимость авиабилета. Обратите внимание на слово «пока»: с каждым годом перевозчики стараются всё меньше кормить пассажиров, а то и вовсе переводят бортовое питание в разряд дополнительных платных услуг, оставляя только бесплатные напитки. Так что если вам крайне важно не остаться голодным в воздухе, перед покупкой обязательно проверяйте, что именно включено в стоимость авиабилета!
Питание на борту классических авиакомпаний
Если питание включено, не спешите радоваться. Перед полётом стоит заглянуть на сайт перевозчика или позвонить на горячую линию и уточнить, чем именно вас будут кормить. Возможные варианты:
— горячий или холодный завтрак/обед (последнее зависит от времени суток),
— горячий или холодный сендвич,
— лёгкий снек в виде орешков, печенья, злакового батончика и т.п.
Размер тоже имеет значение. Это мы о порциях бортового питания! Иногда авиаобед может быть полноценным и очень вкусным, но чтобы им наесться, придётся залезть в тарелку к соседу. На этот случай существует отличный лайфхак: после того, как всем раздадут еду, спросите у бортпроводников, не осталось ли лишней порции (к вопросу не забудьте приложить милую улыбку). Обычно кто-то из пассажиров отказывается от еды или просто спит весь полёт, поэтому у вас есть все шансы получить две порции питания по цене одного авиабилета. Однако на всякий случай рекомендуем всё же взять с собой дополнительный перекус, если вы заранее выяснили, что кормить в полёте будут мало и/или невкусно.
Изучите информацию и о напитках на борту: будут ли подавать алкоголь, горячие чай/кофе и любимый всеми томатный сок. Первое встречается далеко не у всех авиакомпаний, второе часто отсутствует на коротких перелётах, где предлагают только воду, а ассортимент соков у некоторых перевозчиков ограничивается только яблочным и апельсиновым.
Как и сколько раз покормят в полёте, опять же зависит от авиакомпании, но общая тенденция такова. На рейсах продолжительностью до 1 часа можно рассчитывать только на напитки, в лучшем случае – небольшой снек. При перелётах от 1 до 3 часов обычно подают сендвичи, но некоторые авиакомпании всё ещё балуют пассажиров горячим питанием на борту. Если в воздухе вы проведёте дольше 3 часов, тогда полноценный обед обеспечен. В полётах длительностью от 5 до 8 часов помимо основного приёма пищи предлагают небольшой перекус в виде десерта или сендвича, а иногда и второе полноценное питание. Ну, а на самых длительных перелётах свыше 8 часов вас сытно накормят 2 раза.
Специальное питание в самолёте
Существует также специальное питание на борту – это не обычная самолётная еда «курица или рыба», а особенное меню для пассажиров, которые соблюдают различные диеты по своим убеждениям, религиозным правилам или медицинским показаниям. А ещё такой услугой можно воспользоваться просто из любопытства и для разнообразия своего гастрономического авиаопыта, ведь у большинства перевозчиков это совершенно бесплатно! Специальное питание обычно включает больше блюд и его почти всегда приносят раньше, чем стандартное остальным пассажирам. Если вы путешествуете парой или компанией, стоит всем заказать разное меню, чтобы сравнить и выбрать самое вкусное для последующих полётов.
Каким бывает спецпитание в самолёте? В общемировой классификации существует 21 вид специального меню, но на практике далеко не все авиакомпании предлагают такой широкий выбор. Другие, напротив, дополняют его необычными национальными вариациями. Вот самые популярные виды бортового спецпитания:
— Диетическое питание – безлактозное, низкокалорийное, без соли / без сахара, нежирное, без клейковины;
— Религиозное питание – кошерное, мусульманское, индуистское;
— Вегетарианское питание – обычное, строгое, азиатское, фруктовое;
— Детское питание – для детей, для младенцев.
Перечень специального питания в самолётах Аэрофлота дополняется русским меню с блюдами национальной кухни (только при вылетах из Москвы), есть также религиозное постное питание. А Люфтганза на некоторых маршрутах предлагает начать кулинарное знакомство со страной ещё до приземления, выбрав блюда китайской, японской, индийской или американской кухни.
Как заказать спецпитание на борту? Сперва выясните, возможен ли в принципе заказ особого меню на вашем рейсе, и какие варианты предлагаются на конкретном маршруте, потому как у всех авиакомпаний существуют свои ограничения. Обычно спецпитание предоставляется на рейсах продолжительностью более 3 часов и его необходимо заказать не позднее 24-36 часов до вылета, а сделать это можно в личном кабинете на сайте перевозчика или через колл-центр. Если билет оформлен через агентство, вам понадобится номер бронирования, который обязательно указывается в емейл-подтверждении покупки.
Вот какие правила заказа спецпитания действуют у некоторых популярных перевозчиков:
- Аэрофлот – заказ не позднее 36 часов до вылета, только на рейсах более 3 часов (у дочерней авиакомпании Россия – более 4 часов и выбор довольно ограниченный);
- Lufthansa – заказ не менее чем за сутки до вылета и только для рейсов продолжительностью более 185 минут (3 часа и 5 минут);
- Air France / KLM — заказ не позднее 24 часов до вылета (кошерное меню – за 48 часов), у KLM спецпитание доступно только на межконтинентальных рейсах;
- S7 – специальное питание в самолёте предлагается за небольшую доплату вместо бесплатного меню, которое входит в стоимость билета, заказ возможен минимум за 24 часа до вылета и только для рейсов от 3 часов;
- Уральские авиалинии – спецпитание на борту можно заказать не вместо, а в дополнение (!) к бесплатному меню, заказ оформляется минимум за 36 часов до вылета.
Если с вами летит маленький пассажир, обратите внимание, что для него также доступно специальное питание на борту. Детское или младенческое меню (для малышей до 2 лет) может забронироваться автоматически: проверьте этот момент и замените питание на необходимое в личном кабинете или через колл-центр.
Питание в самолёте у бюджетных авиакомпаний
Если питание не включено в стоимость билета, у вас есть два варианта – захватить перекус с собой или купить еду на борту. В первом случае стоит помнить о нормах провоза жидкостей в ручной клади, чтобы не взять случайно в дорогу большую бутылку йогурта. Он тоже считается жидкостью, как и мягкие сыры, фруктовое пюре и другие продукты, которые теоретически можно намазать на хлеб (это такая воображаемая проверка продукта на «жидкостность»).
С напитками будет сложнее, так как через контроль безопасности можно пронести максимум несколько бутылочек по 100 мл. Однако помните, что все российские авиакомпании (даже лоукостеры!) обязаны бесплатно предоставлять питьевую воду на борту, да и многие зарубежные перевозчики обычно не жадничают в этом плане. Кроме того, во многих южных странах в «чистой зоне» аэропортов (после досмотра безопасности) расположены питьевые фонтанчики (обычно рядом с туалетами), где можно набрать воду в свою тару, при этом пронести через контроли большую пустую бутылку никто не запрещает. Обратите внимание, что многие авиакомпании запрещают в самолёте распитие алкогольных напитков, если они не были приобретены на борту.
И всё-таки горячий обед из дома в полёт не возьмёшь, поэтому желающим устроить полноценную трапезу на высоте придётся раскошелиться. У большинства авиакомпаний покупка еды возможна только на борту, но там меню обычно ограничивается холодными снеками и горячими сендвичами. У некоторых перевозчиков есть также опция заблаговременного заказа питания в самолёте, причём иногда это оказывается даже дешевле, а выбор блюд больше. Изучить авиаменю с ценами можно на сайте авиакомпании, а забронировать еду (если такая услуга существует) – через личный кабинет на сайте.
Вот какие условия предварительного заказа и покупки питания на борту предлагают некоторые популярные лоукостеры:
- RyanAir – заказ минимум за 48 часов до вылета (на некоторые позиции предоставляется скидка 10%), изучить меню можно в конце бортового журнала на сайте перевозчика;
- ЮтЭйр – полноценное питание бронируется заранее и выбор его довольно велик, минимальный срок заказа зависит от рейса и типа меню (обычно это 18 часов до вылета, для мусульманского и кошерного питания – 48 и 72 часа до отправления, соответственно), на борту доступны также лёгкие закуски (на предварительный заказ делают скидку 5%), все варианты питания представлены в меню и в бортовом каталоге на сайте авиакомпании;
- WizzAir, EasyJet, Vueling продают питание только в полёте, однако выбрать понравившееся блюдо можно в специальных каталогах на сайтах авиакомпаний;
- Победа – не кормит на борту даже за деньги, при этом размер ручной клади у этого перевозчика довольно скромный, чтобы уместить туда не только личные вещи, но и перекус на время перелёта.
А что с ценами? Вот некоторые примеры авиаобедов у различных лоукостеров:
- RyanAir – сендвичи с разными начинками – 5.50 евро / напиток + горячее + снек – 10 евро
- WizzAir – суп или паста – 3-4 евро / сендвич + снек + напиток – 6.50 евро
- EasyJet – различные сендвичи – 6 евро / сендвич + снек + напиток – 9.50 евро
- Vueling – сендвичи с разными начинками – 6.50 евро / курица с рисом + напиток – 9 евро
- ЮтЭйр – сендвичи с начинками на выбор – 200-240 руб. / курица + пюре + салат + пирожное – 500 руб.