Как сложилась кинокарьера Сергея Юрского
Путь актера в кино начался в 1957-м году с эпизодов, а первую главную роль Чудака он сыграл в фантастической комедии Эльдара Рязанова “Человек из ниоткуда” (1961 г.). Фильм вызвал шквал резкой критики, в том числе со стороны партийного руководства. Чрез 3 дня его сняли с проката. Запрет отменили в 1988-м году, после чего картину вновь показали в кинотеатрах.
Следующую яркую роль Сергею предложил режиссер Геннадий Полока в социальной драме “Республика ШКИД” (1966 г.) Фильм был снят по мотивам одноименного автобиографического романа Григория Белых и Алексея Еремеева. Актер сыграл директора школы для бывших беспризорников Виктора Сорокина (Викниксора). Картина имел огромный успех и принесла Юрскому всесоюзную известность.
Звездной стала для Сергей роль Остапа Бендера в экранизации сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова “Золотой теленок” (1968 г.). Режиссер Михаил Швейцер выбрал Юрского среди таких прославленных претендентов, как Владимир Высоцкий, Александр Пороховщиков, Николай Губенко, Владимир Басов и многих других.
Мелких жуликов Шуру Балаганова и Михаила Паниковского сыграли замечательные актеры Леонид Куравлев и Зиновий Гердт, а подпольного миллионера Александра Корейко — знаменитый Евгений Евстигнеев.
Затем последовали криминальный фильм Станислава Говорухина “Место встречи изменить нельзя” (1979 г.), где Юрский гениально исполнил роль врача Груздева, подозреваемого в убийстве бывшей жены и детективная комедия Аллы Суриковой “Ищите женщину” (1982 г.), в которой он сыграл владельца нотариальной конторы мэтра Роше.
Но наибольшую зрительскую любовь принесла актеру роль дяди Мити в комедии Владимира Меньшова “Любовь и голуби” (1984 г.). Цензоры требовали полностью изъять этот персонаж из картины, так как в стране началась антиалкогольная компания, но режиссер отказался наотрез. Однако Меньшову пришлось пожертвовать большей частью искрометных импровизаций, которые в процессе съемок “выдавали” Юрский, Александр Михайлов, Нина Дорошина и Людмила Гурченко.
Сергей настолько органично выглядел в образе пожилого выпивохи, что однажды произошла забавная история. Съемочная группа обедала в небольшом ресторанчике. Юрский пришел позже всех и в гриме (ему в этот день еще предстояло сниматься в эпизоде). Швейцар со словами: “Катись отсюда, сейчас артисты обедают!” едва не вытолкал актера за дверь. Вышедший на шум администратор группы с трудом убедил швейцара, что перед ним не сильно пьющий дед, а знаменитый Юрский (сам актер вошел в роль и рвался “артистов настоящих посмотреть”).
А супругу дяди Мити бабу Шуру сыграла его реальная жена Наталья Тенякова. Для этого 39-летнююю актрису пришлось “состарить” при помощи очень сложного грима (кстати, на роль она согласилась весьма неохотно, потому что в это время собиралась ехать с дочерью в Ялту).
После развала советского кинематографа Юрский продолжал тщательно выбирать роли: в его фильмографии нет откровенной халтуры (чем не могут похвалиться многие известные актеры). Лучшими его работами позднего периода являются триллер “Чернов” (здесь Сергей выступил сразу в четырех лицах: автора одноименного романа, режиссера, сценариста и актера), исторический сериал “Королева Марго” (мэтр Рене) и экранизация романа Тургенева “Отцы и дети” (отец Базарова).
Свою последнюю небольшую роль поэта Бориса Пастернака в биографическом сериале Сергея Попова “Фурцева” Сергей Юрьевич сыграл в 2011-м году.
О личной жизни великого актера читайте в продолжении