На заре советского автомобилестроения, в 30-е годы новую «легковушку» нельзя было купить вообще. Все легковые автомобили, как и грузовики, распределялись исключительно по предприятиям, организациям и ведомствам. Возили они в основном начальство разного калибра. Но все же, у советского человека была возможность получить автомобиль в личную собственность. Машины давали в качестве награды за ударный труд, за подвиги в разных отраслях народного хозяйства, получали её не только стахановцы, но и ученые, и артисты.
Машину можно было выиграть лотерею, правда шанс был ничтожно мал. Перед войной у какого-нибудь высокопоставленного военного была возможность приобрести недорого списанную "эмку". Частных автовладельцев в те времена было на всю страну несколько сотен.
После войны ситуация значительно изменилась, в 1946 году появился «Москвич-400» — первый массовый легковой автомобиль в СССР, который продавался в частные руки. Также, в стране появилось много трофейного автотранспорта, тогда же возник полуподпольный авторынок.
В то же время помимо «Москвичей» через государственную торговлю начали продавать новенькие «ЗИМы» и «Победы», но, во-первых, их было мало, во-вторых, стоили они дорого, поэтому очередей на машины в те годы еще не было. Появились они гораздо позже, вместе с подъемом советского автопрома в 60-ые годы, когда, казалось бы, рост производства машин должен был сделать их доступными. Постройка автогиганта в Тольятти в начале 70-ых. ситуацию в корне не изменило, машин становилось больше, но они были все дефицитнее
Для того чтобы купить автомобиль, нужно было не только накопить внушительную для советского человека сумму, но и встать в очередь на машину на предприятии или в организации, в которой он работал. Кроме того, при покупке нужно было предъявить заверенную справку о доходах.
👉 Читайте ещё на сайте: Заехал на тротуар, сумма штрафа в 2020 году
Авторынок, контролируемый государством, конечно же существовал, например, в Москве это был всем известный «Южный порт». Контроль заключался в том, что частник не мог продать машину выше её государственной стоимости. Это считалось спекуляцией, кроме того, он должен был заплатить налог с продажи. На деле же «Волга – Газ 24» при государственной цене в середине 70-ых в 9600, легко уходила к новому хозяину тысяч за 15, а то и дороже. Покупателями были в основном предприимчивые торговцы с рынков, представители южных республик СССР.
Обычный же советский человек стоял в очереди на «Жигули» или «Москвич» по нескольку лет. За это время он успевал накопить нужную сумму, а если не успевал, приходилось брать в долг у родных и знакомых.
✅ Подписывайтесь и ставьте палец вверх, наш блог для тех кто хочет знать тонкости обслуживания авто. Еще больше статей на нашем сайте: blog.autooem.ru
👉 Читайте ещё: Различия ПДД России и Малайзии