Найти в Дзене
Vova

ООН тихо поддержала курс на декриминализацию мj и иных психоактивных веществ

Недавно изданный доклад Международного комитета по контролю наркотиков (INCB), межправительственного комитета экспертов при ООН, содержит несколько любопытных рекомендаций, указывающих на неофициальное согласие организации с необходимостью изменения политического курса многих стран мира в отношении психоактивных веществ, в частности, мj. Говоря точнее, одна из подобных рекомендаций предлагает мировым правительствам воздержаться от применения уголовных мер наказания в отношении лиц, просто являющихся потребителями запрещённых субстанций; вторая же призывает страны воздержаться от проведения целенаправленных кампаний по полной легализации мj, до тех пор, пока ООН не сможет внести в тексты старых конвенций поправки, которые будут допускать подобные реформы в нациях участниках организации. Данные предложения были почерпнуты из текста последнего ежегодного доклада INCB, обнародованного в конце февраля. Напомним, что INCB является по факту независимым комитетом экспертов по вопросам здраво

Недавно изданный доклад Международного комитета по контролю наркотиков (INCB), межправительственного комитета экспертов при ООН, содержит несколько любопытных рекомендаций, указывающих на неофициальное согласие организации с необходимостью изменения политического курса многих стран мира в отношении психоактивных веществ, в частности, мj. Говоря точнее, одна из подобных рекомендаций предлагает мировым правительствам воздержаться от применения уголовных мер наказания в отношении лиц, просто являющихся потребителями запрещённых субстанций; вторая же призывает страны воздержаться от проведения целенаправленных кампаний по полной легализации мj, до тех пор, пока ООН не сможет внести в тексты старых конвенций поправки, которые будут допускать подобные реформы в нациях участниках организации.

Данные предложения были почерпнуты из текста последнего ежегодного доклада INCB, обнародованного в конце февраля. Напомним, что INCB является по факту независимым комитетом экспертов по вопросам здравоохранения и защиты правопорядка, предоставляющим организациям непосредственно входящим в оперативную структуру ООН, в частности, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), профессиональные, но не обязывающую организацию к определённым действиям, консультации по вопросам противостояния нелегальному обороту и производству наркотиков. Иными словами, примерно как и свой «старший брат» в лице ВОЗ, комитет может предоставлять странам мира советы в вопросах противостояния наркоторговле и наркозависимости, при этом не имея непосредственных полномочий или юридической силы для их принуждения к определённым действиям.В целом же, судя по содержанию нового доклада, комитет официально, хотя и негромко, поддержал смягчение глобальных ограничений в отношении мj в частности и других психоактивных веществ в целом, предполагая, что новый курс наркополитики сможет исправить ошибки и излишества всё ещё действующего глобально режима тотальной криминализации.

«Комитет отмечает заметное повышение интереса многих стран мира к проведению ограниченной или полной легализации в отношении растения мj и связанных продуктов за последнее десятилетие, обусловленное успехом проведения подобных реформ на региональном уровне в некоторых отдельных нациях. В целом, подобные реформы, проведённые в плане открытия доступа к мj с целью её терапевтического применения и/или научного исследования, по факту не противоречат букве конвенций 1961, 1971 и 1988 года, призванных ограничить производство и распространение психоактивных растений и препаратов с целью их рекреационного использования», утверждает текст доклада.

Напомним, что упомянутые конвенции, несмотря на вносившиеся в них правки, до сих пор являются официальным гарантом тотальной криминализации мj и многих других психоактивных субстанций, за которыми были обнаружены терапевтические свойства. Собственно, подобные конвенции, вернее их положении о запрете на рекреационное использование мj, к которому также отнесли и использование растение в религиозных практиках, уже становились камнем преткновения при их подписании со странами южной Азии, вроде Индии и Непала, которые, в итоге, ратифицировали конвенции при условиях-исключениях в отношении «традиционного» использования растения. За исключением указанных примеров, которые смогли сохранить мj полулегальной на своей территории, все остальные страны, входящие в состав ООН и подписавшие соглашения, продолжают считать растение и его активные компоненты «наркотическим вещество», ограничивая их производство, распространение, хранение и употребление, в основном карая подобные проступки со всей тяжестью местных законов.

В итоге, комитет оказался в довольно странном положении: С одной стороны, он формально отрицает легитимность существующих национальных и региональных режимов рекреационной легализации мj, при этом, не отрицая законность легализации терапевтической и технической мj, ссылаясь на тексты старых конвенций, технически допускающих подобное использование растений. Помимо этого, представители комитета, в отличие от ВОЗ, провели последний год за пристальным изучением успехов и провалов подобных реформ, также анализируя причины, которые могли подвинуть подобные регионы и нации, включая благополучную и зажиточную Канаду, к столь грубому нарушению глобальных конвенций, действующих уже более полувека. Опираясь на полученные данные, а также факт самого изменения общественного отношения к мj и её употреблению в свете недавних открытий, комитет в итоге предлагает вышестоящим инстанциям ООН рассмотреть возможность радикальной правки конвенций, из интересов защиты прав людей, которые могут пострадать из-за излишеств политики строгой криминализации, а также развития научного понимания о воздействии мj и иных психоактивных веществ на тело и разум человека.

«Фундаментальной целью обсуждаемых конвенций, изначально являлась защита населения мира от опасностей, представляемых наркотическими субстанциями, при соблюдении, уважении и защите прав и свобод людей, которые стали жертвами наркотиков или связаны с работой наркокартелей», отмечает документ. «Однако, судя по опыту политики строгой криминализации, многие страны мира, на практике, применили подобный запрет для проведения кампаний террора и запугивания населения, которые привели лишь к укреплению позиций и роста влияния наркобизнеса, при миллионных жертвах среди населения».

Примеры описанного «террора», легко можно заметить не только в таких странах, как Филиппины, где президент Дутерте поддерживает линчевательские расправы над дилерами и потребителями наркотиков, или Китае, где даже факт хранения запрещённой субстанции, может стать поводом для длительного заключения в трудовом лагере. Подобный террор до сих пор происходит в каждой стране Европы и большинстве штатов США, где копы до сих пор могут использовать факт курения мj, или даже просто «запах мj», для ареста гражданина, с возможностью его дальнейшей передачи суду и изъятием частной собственности и денег в форме штрафов.

Конечно, помимо INCB, другие организации в составе ООН также не могли игнорировать глобальный прогресс канна-реформы, однако, они не особенно далеко продвинулись в непосредственно корректировке соглашений, обуславливающих продолжающийся кошмар криминализации. Для примера, в прошлом году, ВОЗ выдвинула возможность изменения статуса мj и связанных веществ со «строго запрещённого» до «Строго регулируемого и используемого исключительно по рецепту» препарата, в лице реформ в США, Канаде, а также странах Европы, в итоге, переложив рассмотрение подобной перспективы на поздние сроки.

В итоге, текст документа предлагает странам следующий курс действий на ближайшие годы: Отказаться от применения уголовных мер наказания в отношении непосредственных потребителей запрещённых субстанций, а также лиц, занимающихся их мелкорозничной торговлей, в пользу программ по реабилитации и социальной интеграции подобных лиц.

В целом же, учитывая все перечисленные детали, можно довольно уверенно сказать: Хотя INCB напрямую и не призвало ООН к устранению препятствий на пути полной легализации мj в отдельных странах мира, комитет всё же склоняется к замене ныне действующего режима криминализации более мягким курсом, предусматривающим декриминализацию растения и его хранения и возможность реабилитации для её потребителей.