При оплате по банковской карточке в магазине изредка может возникнуть ситуация, когда деньги с карты спишутся, вам придет смс об оплате, а кассовый аппарат вместо чека выдаст сообщение, что операция отклонена. Товар в этом случае продавец вам не отдаст. С его точки зрения “нет чека - нет и оплаты”. И со своей стороны будет прав. А вас попросит оплатить еще раз. Если ранее вы никогда не сталкивались с такой ситуацией, можно прийти в замешательство. С вашей точки зрения вы же заплатили.
Еще одна похожая ситуация - двойное списание с карты. Вы отдаете карту продавцу, продавец прокатывает карту через кассовый терминал, операция отклоняется, затем он прокатывает еще раз - и на этот раз успешно. Первый раз терминал операцию отклонил, но блокировка средств на вашей карте вполне себе могла случиться.
Почему это может произойти?
Причина возникновения таких ситуаций обычно банальна - технический сбой кассового оборудования в магазине. Технические ошибки иногда случаются по причине:
- прерывания связи с процессинговым центром,
- возникновения ошибки в работе программного обеспечения,
- появления вируса в сети, который блокирует нормальную работу оборудования,
- многих других.
В результате во время обработки вашей операции “виснет” терминал. Но деньги с карточки уже успевают заблокироваться. И вы видите смс, о том, что деньги потрачены. Тут все правильно - с точки зрения вашего банка транзакция прошла.
Что делать в этой ситуации?
Это обычная рядовая ситуация и паниковать не стоит. Конечно, неприятно, что с карты несправедлива сняли деньги. Но они не потерялись, и их можно вернуть.
Возврат денег вы можете сделать
- через точку, где покупали товар/услугу или
- через ваш банк.
Решать проблему, скорее всего, придется с вашим банком. А в магазине, что же делать, придётся ещё раз заплатить за товар, который хотите приобрести.
Попросите торговую точку выдать вам чек о невыполнении транзакции. Он может ускорить последующее расследование в банке. Обойтись можно, конечно, и без него.
Замечу, что после любой покупки по карте денежная сумма не списывается сразу, а лишь блокируется. Фактическое списание происходит только через несколько дней. Поэтому пока деньги находятся "в блоке", можете обратиться в ваш банк и оставить заявку на разблокировку.
Кстати, в некоторых случаях, если банк-эквайер, обслуживающий магазин, видит лишние списания, то он сам может вернуть деньги. Часто он это делает при “двойных” списаниях. Поэтому в случае сбоев лучше оплатить ту же самую покупку той же карточкой еще раз, а не наличными. Сумма во второй раз будет списана та же самая и для банка такая ситуация намного очевиднее. В этом случае деньги обратно вы можете получить раньше.
Если через 4-5 дней спорная сумма все же спишется фактически, придется оспаривать транзакцию.
Для начала можете взять выписку со счета в вашем банке и обратиться в точку, где осуществляли покупку. Если там пойдут вам навстречу, можно рассчитывать на возврат средств за 3-4 рабочих дня. Но скорее всего сотрудники магазина посоветуют вам обращаться в банк.
В этом случае в банке вам понадобится написать претензию о несогласии с операцией. И дальше с ситуацией уже будете разбираться не вы, а ваша банковская организация. Но процедура оспаривания, конечно, займет время. Обычно на нее уходит около 30 дней. Ваш банк запросит подтверждение операции у банка-эквайера, обслуживающего магазин. А так как чек терминал не выдал, то и подтвердить операцию магазину будет нечем - и вам вернут деньги.
Минусы оспаривания транзакции
- Расследование может затянуться на весьма продолжительное время. Тут как повезет. В среднем на оспаривание спорной транзакции уходит месяц, но иногда банки возвращают зависшие средства за несколько дней, а иногда и за несколько месяцев. И в течение этого времени у вас не будет возможности пользоваться списанной суммой - вашими же деньгами. Если это небольшая сумма, то вообщем-то ничего страшного, а если большая …
- Придется тратить свое личное время и посещать банковское отделение. Хотя в некоторых банках подать претензию можно и онлайн, во многих случаях вам придется идти в банковский офис.
Но несмотря на минусы есть один большой плюс - если покупатель прав, опротестовывание решается в его пользу и деньги возвращаются.
Итак, чтобы не попасть в такую ситуацию, когда вы платите картой, предлагаем следующее:
1. Никогда не спешите вынимать, при бесконтактном способе — отдергивать карту во время оплаты покупки. Дождитесь чека.
2. Если деньги списались, а оплата не прошла — сначала просто подождите. Иногда они возвращаются.
3. В любом случае сохраните чек об отмене транзакции, и если деньги не возвращаются больше двух недель, обратитесь с претензией в банк, выдавший вам карту. На оспаривание отводится до 30 дней.
Вернуть ошибочно переведенный платеж с карты?
можно ли вернуть по закону ошибочно переведенный платеж с карты?
Вернуть деньги в этом случае возможно, если сразу же позвонить на «горячую линию» банка. По телефону нужно сообщить о совершённой ошибке и попросить аннулировать перевод. Действовать надо максимально быстро, так как возврат ошибочно перечисленных средств может осуществляться банком только до момента зачисления перевода на счет получателя. После звонка на «горячую линию» нужно обратиться в филиал банка и оставить заявление руководству. В заявлении необходимо указать:
1. сведения о заявителе;
2. номер карты, с которой ошибочно были списаны средства
3. время проведения;
4.способ и место оплаты;
5. сумма транзакции;
6.валюта операции;
7. обоснования ошибочности транзакции, например, неверная сумма, некорректный получатель, операция выполнена без согласия владельца карты и другие;
8. список приложенных документов, подтверждающих ошибочность транзакции, к примеру, чеки, квитанции об оплате, выписки со счета и прочее.
Законом устанавливается срок 30 дней для того, чтобы банк вынес решение в случае ошибочного платежа, если он был проведен в пределах Российской Федерации, и 60 дней, если транзакция была осуществлена в другие страны в соответствии со статьей 4. «Порядок оказания платежных услуг», Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе