Найти тему
Непопулярное мнение

Устаревание ретрофантастики

Оглавление
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Знаете, говорить о фантастике (как твёрдой, так и мягкой) прошлого довольно сложно. Ведь на каждого Герберта Уеллса приходится по пять Эдмондов Гамильтонов. И дело не в том, что Эдмонд Гамильтон плох. Ничуть. Однако, в отличие от Уеллса он устарел. И это довольно грустно. Кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, когда освежала себе память об одной из любимых книг детства, испытывала то самое чувство грустной ностальгии об утерянном…
Два раза “ку”, мои малиновые штаны. Знаете, говорить о фантастике (как твёрдой, так и мягкой) прошлого довольно сложно. Ведь на каждого Герберта Уеллса приходится по пять Эдмондов Гамильтонов. И дело не в том, что Эдмонд Гамильтон плох. Ничуть. Однако, в отличие от Уеллса он устарел. И это довольно грустно. Кафедра Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики, когда освежала себе память об одной из любимых книг детства, испытывала то самое чувство грустной ностальгии об утерянном…

Ретро такое ретро…

Несмотря на то, что Эдмонд Гамильтон творил именно что лёгкую фантастику, а, местами, и вовсе космооперу, к созданию своих миров и сюжетов он подходил достаточно серьёзно. Те же самые “Звёздные Короли”, к примеру, несмотря на то, что воспроизводили сюжет в стиле “фентези, но только в космосе” задолго до тех же “Звёздных Войн”, чёрт возьми, до сих пор выглядят намного серьёзней тех самых “Звёздных Войн”. А первый роман этой дилогии был написан, на минуточку, в 1947 году.

Это наследственно: кстати, о Звёздных Войнах… световой меч, популярный сегодня благодаря тем же «Звёздным войнам», был впервые придуман и описан Гамильтоном ещё в 1933 году, в романе «Калдар, мир Антареса»[5].

Для понимания, немного конкретики.

Это сюжетно: житель XX века, ветеран угадайте какой войны, выходит на контакт с учёным из далёкого-далёкого будущего, который предлагает тому, на время “махнуться телами”. Учёный хотел изучить прошлое, а взамен предлагал немного поглазеть на будущее. И вот, во время этого обмена происходит форс-мажор: ведь учёный оказался наследным принцем Звёздной Империи, на которого ровно в этот момент совершается покушение. И теперь Джону Гордону нужно сохранить инкогнито, выпутаться из всей этой заварушки и вернуться домой.

Казалось бы, это история про попаданца. А мир, пусть и звёздный, но типично фентезийный, да ещё и с артфеактом, который весь такой подчиняется только королям и способен решать судьбы мира. Чёрт возьми, тут даже инопланетяне, в большинства своём, просто человеки с разным цветом кожи. Но есть нюанс… чёртова уйма нюансов.

К примеру, поведение героя, с которым выходят на контакт. До перемещения в будущее, он думает, что сходит с ума. А после возвращения назад - становится постоянным клиентом психолога, с которым они вместе разбирают “этот занятный бред про звёздные королевства”. И ведь всё в теории психолога сходится, чёрт возьми. Ведь Джон Гордон, с точки зрения его общества, потерянный человек, который так и не смог найти себе место в мирной жизни после войны. Вот и грезит о мире, где он - важная шишка, где он спас мир, где в него влюблена звёздная принцесса...
К примеру, поведение героя, с которым выходят на контакт. До перемещения в будущее, он думает, что сходит с ума. А после возвращения назад - становится постоянным клиентом психолога, с которым они вместе разбирают “этот занятный бред про звёздные королевства”. И ведь всё в теории психолога сходится, чёрт возьми. Ведь Джон Гордон, с точки зрения его общества, потерянный человек, который так и не смог найти себе место в мирной жизни после войны. Вот и грезит о мире, где он - важная шишка, где он спас мир, где в него влюблена звёздная принцесса...

После войны…

А ведь Джон Гордон, действительно, был способен спасти тот мир. Он ведь ветеран войны. Причём, той войны, методы ведения которой крайне похожи на то, что происходит в космосе Гамильтона. И жив он оставался не потому, что в него Имперские Штурмовики стреляли, а из-за того, что Джон был им нужен живым. Так-то местные злыдни стреляли довольно метко и не стеснялись убивать тех, кто, для них, был не важен. И самого Джона они вырубали легко, как и положено опытным воякам и диверсантам.

Но и это не всё. Знаете, о чём просит принц-учёный, прежде чем отправиться в прошлое, в тело Джона? Он просит приготовить немного мыслезаписей, чтобы можно было по-быстрому обучиться языку, на котором говорит Джон. А узнав, что мыслезаписи ещё не изобрели, расстраивается и просит подготовить, хотя бы, детские книжки, по которым учатся читать.

Понимаете, в чём дело, да? Эдмонд Гамильтон не забыл о том, что за поколения язык меняется и мутирует. Да, Джон и принц общаются телепатически, поэтому знание языка им не нужно, но ведь это только им двоим доступно! И таких мелочей в обеих частях дилогии куча. Ну и не только в дилогии. В других книгах автора тоже.

Впрочем, а чего вы хотите от человека, который на тот момент только фантастику уже двадцать лет, как писал, а школу окончил досрочно?

Впрочем, не всё так радужно. Как я уже сказал, Эдмонт Гамильтон… устарел. Причём, именно попытка добавить своим произведениям серьёзности и сыграла с ним злую шутку. Будь вместо космоса и науки магия и параллельный мир, его произведения не были бы так подвержены старению.
Впрочем, не всё так радужно. Как я уже сказал, Эдмонт Гамильтон… устарел. Причём, именно попытка добавить своим произведениям серьёзности и сыграла с ним злую шутку. Будь вместо космоса и науки магия и параллельный мир, его произведения не были бы так подвержены старению.

Дьявол кроется в мелочах

И эти самые мелочи подводят. Именно нарочитая несерьёзность “Звёздных Войн” позволяет не чувствовать дискомфорта от звуков в космосе и того факта, что куча идиотов стреляет друг в друга из каких-то нелепых медленных лазеров, которые менее эффективны, чем пороховое оружие.

А вот в произведениях, которые, несмотря на всю лёгкость жанра космооперы, добавляют кучу серьёзных деталей, подавление недоверия работает хуже. В том же “Сокровище Громовой Луны”, посвящённом охоте за местным чудесным минералом, к походу на жаркую планету готовятся так серьёзно… так серьёзно…

И скафандры для защиты от сверхвысоких температур, и утяжелённые ботинки, компенсирующие недостаток гравитации на той самой Громовой луне, и тот факт, что если сбросить эти ботинки, можно прыгнуть дальше, и поиск камня, который достаточно хорошо плавает в лаве, все эти детали были бы достойны самой настоящей твёрдой фантастики. И именно они делают хуже этому лёгкому произведению. Именно из-за них не получается забыть о том, что вышеупомянутая Громовая Луна существует в реальном мире и на ней попросту нет пригодной для дыхания атмосферы. И если вы думаете, что это не коснулось других книг автора, подумайте ещё раз, ведь именно перечитывая “Звёздных Королей” я ощущал, как это крайне достойное произведение побило время.

Забавно… крайне забавно, что именно те произведения, которые критиковал в своём “Невероятном мире” Эдмонд Гамильтон, оказываются более живучими, чем по-настоящему хорошая лёгкая фантастика. Впрочем, если настроиться на соответствующий лад и приготовиться к потоку концентрированного ретро, удовольствие от прочтения этой самой хорошей лёгкой фантастики получаешь огромное. Советую и вам почитать “Звёздных Королей” и составить о них своё непопулярное мнение.