Найти тему
STAGEBOOK

Кто такой режиссёр? И что он делает?

Оглавление

В ответ на первый из этих вопросов интернет выдаст определение:

«Режиссёр – «заведующий» (от французского regisseur) - творческий работник зрелищных видов искусства: театра, кинематографа и т.д.

Другие описания сведутся в первую очередь к перечислению организационных обязанностей в театре или на съемочной площадке. Даже мемуары великих актёров и режиссеров дадут вам мало понимания о том, что же в действительности представляет из себя эта профессия. В ней должно быть много духовного и одновременно много рационального. Самые подробные описания легендарных постановок не смогут передать вам ощущения тех зрителей, которым посчастливилось увидеть их в живую.

В этой статье я хочу обратить ваше внимание на некоторые этапы работы над спектаклем.

Давайте немного уйдем от представления о режиссере, как в первую очередь об организаторе или «заведующем». 

Тема. 

Тема спектакля должна быть вечной, глобальной, достойной внимания и обсуждения на языке искусства. Это сложно объяснить, но, как правило, темы сами находят своих художников. Если тема достаточно велика, ей можно посвятить годы работы. Как мы определяем образованность и глубину личности человека по темам его разговоров, так же можно определить глубину личности режиссёра по темам его спектаклей или фильмов. Достойная тема может быть у произведения любого жанра, для зрителей любого возраста. 

Photo by Evgenia Plevo
Photo by Evgenia Plevo

Идея. 

В процессе исследования темы появляется идея – смысл спектакля, его основной месседж. Чаще всего это утверждение, но может быть и вопрос.

Сложность для режиссера в том, что в отличие от писателя или живописца, он вынужден творить через актёров и вместе с ними. Тема и идея должны быть понятны, приняты и соблюдены всеми создателями и участниками спектакля. Режиссер следит за тем, чтобы спектакль или фильм получился целостным произведением, хотя в его создании могут принимать участие множество людей.

Если основной идеей спектакля было показать всепобеждающую любовь между главными героями, а зрители воспринимают их отношения как страсть, основанную на эгоцентризме, значит режиссер сделал свою работу плохо. 

Материал. 

Часто можно встретить представление о режиссере , как о создателе в высшей инстанции, которому подчинены все остальные участники процесса. Но это не так. При создании качественного спектакля первым творцом всегда выступает автор. Режиссёр может исследовать тему, находить идеи, менять трактовки, искать формы и выразительные средства. Тот момент, когда все правильное и лучшее найдено, неизбежно вернёт его обратно к автору. 

Талантливые драматурги и писатели создают многогранные, интересные, вечно актуальные произведения, в которых всегда можно открыть новые идеи. Но открытие новых идей – не основная задача режиссёра. В первую очередь, он хранит и передаёт, созданное автором, вздыхает новую жизнь в память человечества. 

Желание сделать спектакль наперекор авторской мысли, в противоположность ей, всегда приводит к искажению или потере идеи. Режиссёру нужно искать «своих» авторов. 

Главной задачей актёров и режиссеров является умение передать на сцене те чувства и мысли писателя, во имя которых он написал пьесу.

Мария Кнебель