Когда вы это поймете, то перестанете срываться на своих "непослушных" детей
Да, да! Я не люблю вспоминать тот период своего материнства, когда сынишке было 3-4 годика. Мне до сих пор очень и очень стыдно перед сыном, перед самой собой. Потому что я вела себя недостойно по отношению к нему: срывалась, кричала, наказывала. Я не понимала, почему он не мог быстро одеваться в детский сад, ведь мне надо было успеть на работу. И я торопила его, дёргала, говорила с надрывом. Ещё закрывала его в комнате, когда он не слушался, а он, плача ещё сильнее, стучал в дверь и просил меня выпустить его. Я стояла рядом и смотрела, как его отец брался за ремень при очередном непослушании, думая, что этим можно воспитать послушного ребёнка. Ну почему, почему тогда я была такой? Я могу часами стоять на коленях и молить прощения у господа, у теперь уже взрослого сына, но ведь дело уже сделано, я нанесла непоправимую детскую травму, применяя грубость и силу. И теперь, как на исповеди, пишу вам это с тем, чтобы предостеречь вас от этих ошибок, к сожалению, неисправимых...
Спустя годы как-то в одной беседе со мной сын высказал свою радость, что я изменилась, стала спокойной, сдержанной и мудрой. А потом добавил, что я раньше такой не была. И я поняла, что он имел ввиду - он помнит всё!
Здесь у меня навернулись слёзы стыда, сожаления и отчаяния! Как бы я хотела это вернуть и всё исправить, мой любимый сынок! Господь милостив ко мне! Он дал мне прекрасного сына, умного и спокойного, понимающего и отзывчивого.
И пусть прошло много лет, но я хотя бы теперь знаю, что возраст малышей от 2х до 5ти можно назвать фазой "упрямства" и учитывать этот факт. Милые родители, поймите! Именно в этот период в мозге ребёнка формируются нейронные связи, направленные на проживание им различных человеческих эмоций и усвоение моделей поведения в обществе. Малыш пробует, экспериментирует, примеряет на себя увиденное или услышанное им ранее от взрослых. И здесь мы должны стать для него путеводителем, регулировщиком, подсказчиком, а значит, спокойно, с пониманием и терпимостью объяснять маленькому человечку, что такое хорошо и что такое плохо.
Терпимость и понимание. Вот чего мне не хватало! В одной книге прочитала, как одна роженица каждую схватку встречала с радостью, как благо, как ещё один шаг к рождению долгожданного ребёнка. И эти схватки переставали быть мучительным и долгими. Так и автор той книги предлагал благостно воспринимать капризы и упрямства детей, как неизбежный процесс развития их самостоятельности
"Схватки - предвестники рождения ребёнка, а капризы - предвестники рождения личности!" Это так просто!
Жаль, что я сама раньше этого не знала, ведь можно было бы избежать криков и наказаний "упрямого ребёнка".
Взрослые имеют большой жизненный опыт и могут использовать свои методы самоуспокоения, попав в трудную ситуацию: кто-то ведет внутренний диалог, кто-то напевает мелодии, кто-то проводит дыхательные упражнения. Но дети на такое не способны. И отсюда их истерики, чтобы привлечь внимание, вызвать сочувствие, встретить наши объятия.
И только наше понимание и терпимость помогут им научиться управлять эмоциями, сдерживаться и контролировать стресс и даже избегать неприятные для них ситуации. Крича и ругаясь, мы показываем пример ребёнку, как надо реагировать на любой внешний раздражитель. А разве мы этому хотим его научить?!