Найти тему
Балканский экспресс

Черногория продала последнюю из яхт Иосипа Броз Тито

Оглавление
Иосип Броз Тито
Иосип Броз Тито

Последняя яхта бессменного югославского лидера Иосипа Броз Тито была продана Министерством обороны Черногории с молотка всего за 50 тыс. евро.

Лидер Югославии Тито очень любил море. Еще ему нравились красивые женщины. Синтезировав две свои большие страсти в одну, Тито захотел яхту, потом еще одну... Самыми знаменитыми яхтами партизана и диктатора стали "Галеб" ("Чайка"), "Ядранка" и "Приморка".

От банановоза до "членовоза"

Без сомнения, любимой яхтой Тито был "Галеб". Судьба этого корабля поистине удивительна - он начинал как рефрижератор для перевозки бананов, а закончил как корабль, на борту которого побывало больше всего иностранных лидеров.

"Галеб" построили в 1938 году в Генуе, правда назывался он тогда Ramb III (сокр. Regia Azienda Monopolio Banane - "Королевская бананная монополия") и представлял собой 117-метровое рефрижераторное судно для перевозки бананов из Африки. Но с началом Второй мировой войны его "призвали на фронт", переоборудовав во вспомогательный крейсер и установив на нем две пушки и восемь зениток.

В 1941 году корабль поучаствовал в сражениях в составе военно-морских сил фашистской Италии, а затем был торпедирован британской подлодкой в порту Триполи. В 1943 году, после ремонта, он попал к немцам и использовался для установки минных заграждений на Адриатике. Однако в ноябре 1944 года его потопила союзная авиация прямо в порту Риеки. После войны корабль был поднят со дна Югославией и отремонтирован.

Этот корабль принял на своем борту свыше 100 мировых лидеров, здесь бывали многие голливудские звезды, в том числе Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Ричард Бартон.

С 1952 года судно служило в качестве личной яхты Тито и на нем югославский лидер находился месяцами. На "Галебе" Тито посетил четыре континента, а в 1953 году югославский лидер совершил на нем исторический визит в Великобританию, ставший первой поездкой коммунистического лидера на Запад.

В конце 1954 - начале 1955 года "Галеб" посетил Индию и Бирму; в декабре 1955 года прибыл в Эфиопию и Египет. Новое путешествие яхты с высокопоставленным пассажиром состоялось в 1958-1959 гг., когда Тито посетил Эфиопию, Индию, Цейлон, Бирму и Индонезию. В 1961 году Тито на "Галебе" совершил большое путешествие вокруг Африки, а в 1965-м он снова посетил Алжир и Египет.

"Ядранка" и "Приморка"

Еще одной яхтой Тито, использовавшейся для плавания по Адриатике, стала "Ядранка". Судно длиной 34 метра и шириной 8 метров, построенное в 1977 году специально для Тито в одном экземпляре, было оснащено двумя дизельными двигателями и в свои лучшие годы могло достигать скорости в 25 узлов. Экипаж яхты насчитывал 14 человек, "Ядранка" вмещала до 40 гостей на борту.

"Ядранка"
"Ядранка"

Меньше всего Тито посещал яхту "Приморка". Ее построили по спецзаказу в Италии в 1974 году. Длина яхты составляет 24,22 метра, ширина - 6,3 метра.

"Приморка"
"Приморка"

Печальная судьба

После смерти Тито в 1980 году судьба "Галеба" и еще двух его яхт - "Ядранки" и "Приморки" сложилась печально - после распада Югославии они попали в собственность Черногории и мирно гнили у причалов.

Однако в 1995 году на "Галеб" нашелся покупатель - греческо-американский бизнесмен Джон Полу Папаниколау купил яхту за 750 тыс. долларов. Корабль отбуксировали в порт Риеки (тот самый порт, в котором его потопили во время войны) для ремонта, однако и здесь он продолжил ржаветь, а ремонт так и не начался. В 2009 году, когда у Папаниколау накопились долги перед портом, было решено продать яхту с молотка, ее выкупил на аукционе город Риека всего за 150 тыс. долларов.

Городские власти приняли решение создать на корабле плавучий музей, но кораблю пришлось ждать своего часа в порту еще девять лет, прежде чем было найдено финансирование для ремонта.

Сегодня Загреб намерен выделить около 5,4 млн евро, чтобы отремонтировать судно. Средства поступят в значительной мере из европейских фондов. Хорватский порт Риека в 2020 году должен стать "культурной столицей Европы", поэтому часть выделенных на обустройство города средств будет направлена на ремонт находящегося в плачевном состоянии "Галеба", с тем, чтобы он стал символом Риеки и начал, наконец, приносить доход от туризма.

Неизвестно, сколько продлятся планируемые работы, но факт остается фактом: "Галеб" всегда прекрасно чувствовал себя в открытом море, но погибал и ржавел в портах.

Примечательно, что две другие яхты Тито Черногория тоже пытается продать. Это удалось сделать с "Поморкой", которую купили за 104 тыс. долларов, и теперь она ходит под американским флагом.

В ноябре 2017 года правительство Черногории выставило на продажу и "Ядранку". За нее просили 80 тыс. евро, однако как показала практика, покупателей на ржавевшее (как свидетельствуют фото) много лет в портах Черногории судно найти было нелегко.

В итоге обладателем "Ядранки" стал австрийский бизнесмен югославского происхождения Марко Млакич. Договор о продаже был подписан в сентября 2019 года, стоимость яхты составила 51 тыс. евро, сообщило Министерство обороны Черногории.

С уважением, БЭ.