Найти в Дзене

Моя семья выбрала семейное образование! Почему?

Оглавление

Как многие родители, которые решаются на семейное образование, я подробно изучала тему. Решение начать СО не было спонтанным или эмоциональным. Я читала о СО, общалась с теми родителями, чьи дети обучаются вне школы; изучала труды психологов и нейропсихологов; знакомилась с учебниками, стандартами и программами; обращалась к действующему законодательству; разговаривала с учителями; интересовалась опытом людей, живущих в других странах и обучающих детей в школах и дома. На изучение темы СО у меня ушло более трех лет.

И это совсем не значит, что школьный вариант наша семья не рассматривала. Отходить от привычных схем довольно сложно, тем более, что ни у меня, ни у моего мужа не было личного опыта обучения вне школы. Школа «по прописке», куда должен был пойти наш сын, считается одной из лучших в городе. Здесь есть гимназические классы; директор рассказывала о том, что учащиеся занимают места на олимпиадах и соревнованиях; школа считается «сильной». Пришлось взвешивать все «за» и «против» и выбирать.

В итоге в семейном образовании мы с мужем увидели больше преимуществ, нежели чем недостатков. Для себя мы выделили блоки причин, по которым мы хотели бы дать сыну семейное образование, и я готова поделиться нашими выводами в этой статье.

1. Желание и готовность семьи.

Желание без готовности может оставаться мечтой годы. Готовность без желания не сможет реализоваться в действии. Можно быть гениальным педагогом, но если есть убеждение, что «школа — обязательный период в жизни, она воспитывает характер», то, скорее всего, в такой семье СО не состоится.

Моя семья хочет дать сыну СО. Готовность к СО выражается в том, что: у меня есть высшее педагогическое образование; у моего мужа есть опыт работы с детьми; я прошла курсы нейропсихологии, что заметно расширило горизонты знаний о возрастных особенностях детей. Так как основной преподающей единицей первое время буду я, то я изучила близкие моим взглядам образовательные программы и подготовила необходимые учебные пособия. Совместными усилиями моим мужем и мной дома собрана обширная библиотека на нескольких языках.

Для меня очень важно мнение каждого члена семьи. Образование — тот сложный процесс, в котором не бывает мелочей, и психологическая атмосфера в семье — одна из составляющих успеха, на мой взгляд.

Отношение к СО у нас с мужем единое.

Наш сын хочет учиться дома, и нам, родителям, его мнение важно. Ребенка увлекают новые знания, ему понятна и близка моя манера подачи материалов.

Так как моя семья начинает СО с первого класса ребенка, готовность к учебному сотрудничеству очень важна.

Наш сын не посещал детский сад и курсы подготовки к школе, но обладает базовыми знаниями и навыками самостоятельности. Я знаю и вижу, что он умеет сосредотачиваться, вникать, задает хорошие вопросы, применяет полученные знания на практике. При этом ребенок успешно социализирован.

И если смотреть немного в будущее, то еще хотелось бы добавить, что у моего ребенка есть увлечение, которое может при дальнейшем развитии перерасти в сферу профессиональных интересов. Школа не сможет поддержать и усовершенствовать это увлечение, СО — сможет.

Решение давать ребенку семейное образование поддержали родители моего мужа. (Если бы мои родители были живы, то, думаю, они тоже поддержали бы нас).

Все эти заключения - исключительно личное восприятие готовности к СО.

Я хорошо понимаю, что есть люди, которые способны дать и дают образование детям безо всякой педагогической подготовки; я осознаю, что есть семьи, в которых переводят детей на СО, невзирая на негативизм и неодобрение бабушек и дедушек, и благополучно справляются с трудностями. В любом случае, СО — это огромный родительский труд, достойный уважения.

2. Личность ребенка.

В классах, где более тридцати человек, нет и не может быть индивидуального подхода. Школьная система не может функционировать, оглядываясь на каждого. Семейное образование дает возможность учитывать все особенности развития и здоровья ребенка. То качество ребенка, которое в школе может считаться недостатком, легко сделать достоинством на СО, не ущемляя самооценки и объясняя, при каких обстоятельствах оно может быть полезно в жизни.

-2

Вот несколько причин, по которым моя семья выбирает СО, опирается на личностные особенности ребенка.

а) У нашего сына вербально-лингвистический тип интеллекта, и это означает, если очень кратко, что он любит сочинять, рассказывать и дискутировать. Быть мамой такого ребенка интересно и весело, быть учителем — сложно, далеко не все учителя любят дискуссии.

б) Наш ребенок в силу темперамента не готов сидеть 40 минут урока и молчать. Для него важно движение, и при этом ни ходьба, ни поездки, ни другая деятельность не мешают ему впитывать информацию. Большая часть знаний, которыми владеет мой сын, была получена во время наших длительных прогулок.

Я совершенно убеждена, что для постоянно растущего детского организма малоподвижный образ жизни вреден. За 7-10 минут я вполне могу объяснить новую тему по математике или по русскому языку по программе начальной школы, а закреплять ее можно будет и во время беседы, и в ответах на вопросы ребенка — и необязательно сидя на рабочим столом.

в) Чувствительным детям непросто даются школьные будни. Я не могу назвать своего ребенка высокочувствительным, но ему тяжело слышать, как кто-то говорит на повышенных тонах или кричит. В классе, где занимаются тридцать человек, в школе, где учатся тысячи детей, в принципе уровень шума очень высок, что сказывается и на нервной системе, и на психологическом состоянии детей.

г) В нашем случае диета является важной составляющей здоровья. Мне не хотелось бы, чтобы сын начал перекусывать или увлекаться чипсами, сладкой газировкой, жвачками, но в начальной школе сложно преодолеть любопытство и не попробовать того, что покупают и едят приятели. К качеству еды в школьных столовых лично у меня предвзятое отношение, а отказаться от питания в столовой, насколько я понимаю, проблематично.

д) У нас в семье есть выработанный режим двигательной активности, и мне не хотелось бы, чтобы начало систематического обучения внесло в него коррективы или вовсе свело его на нет.

Много раз я видела, как в интернете авторы подобный статей получают комментарии о «тепличных условиях» для детей. Если говорить в этом ключе, то для получения урожая совершенно нормально высаживать растение в теплицу, в подготовленную почву, ухаживать на ним и поливать теплой водой, а не кидать семечко в померзшую землю и ждать через месяц результатов.

Самодостаточная и самостоятельная личность воспитывается и вырастает в условиях, где приветствуются самостоятельность и свобода выбора, где есть взаимопонимание и поддержка.

3. Школьные требования.

Школа уже в начальных классах предъявляет ученикам ряд обязательных требований. Меня не удовлетворяют даже базовые школьные правила и требования, например, уроки по 40 минут или сама классно-урочная система.

-3

Длительность урока рассчитана не на детей, а существует для удобства учителей. Изучение предметов блоками — более выигрышный вариант, по моему мнению. Изучение предмета вместе с ребенком, а не исключительно преподавание — способ сотрудничества и возможность показать, что учиться необходимо и важно в любом возрасте. И это только вершина айсберга.

Возможность реализовать СО — прекрасный шанс дать ребенку достойное образование, опираясь на сильные стороны его личности. Индивидуальный подход, разумные требования и своевременная работа с информацией могут стать основой образования вне школы, а развитие талантов ребенка — следствием правильно проведенной работы и самообразования.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Автор: Олеся Яжук

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

6 книг для чтения в кругу семьи. Личная подборка!

Как "красная ручка" учителя влияет на мотивацию ученика? Удивительное открытие!

Какие навыки стоит развивать у ребёнка на домашнем обучении?

«Неужели СО лучше школы?». Или как отвечать на неудобные вопросы.