Когда появился бибоп, одним из символов которого является Чарли Паркер (на фото выше), тогдашнее джазовое общество разделилось на три лагеря.
В первом лагере были представители более старых стилей джаза, не принимающие бибоп. Певец Кэб Кэллоуэй, когда слышал эксперименты трубача Диззи Гиллеспи, игравшего в его оркестре, реагировал на это так:
Я не хочу слышать эту китайскую музыку в своём оркестре!
Тромбонист Томми Дорси называл Паркера и Гиллеспи "музыкальными коммунистами". А легенда джаза, трубач Луи Армстронг, так вообще высмеял бибоп на выступлении в Голливуд-боуле в 1954 году:
Второй лагерь состоял из более лояльных к новому направлению свинговых музыкантов, таких как Коулмен Хокинс и Бенни Гудмен, которые записывались с бопперами.
А третий лагерь — сами бопперы, которые в ответ называли старших музыкантов "заплесневелые пустяки" (англ. moldy figs).
В течение 80 лет споры на тему "это не джаз" не прекращаются. Прошлогодний случай: саксофонист Брэнфорд Марсалис (брат трубача Уинтона Марсалиса) в интервью журналу Jazz Times заявил, что пианист Роберт Гласпер и саксофонист Камаси Вашингтон — не джазовые музыканты:
У Роберта Гласпера ограниченный джазовый словарь... Камаси также не джазмен. Он — саксофонист. Но у него не джазовый словарь, а "околоджазовый".
Гласпер сильно обиделся и написал длиннопост в Инстаграме:
Печально, что те самые люди, которые говорят, что они любят джаз и якобы хотят видеть его вживую и хотят, чтобы больше людей знали о нем — это те же самые люди, которые убивают его. То, что сказал Брэнфорд Марсалис, когда его спросили обо мне и Камаси Вашингтоне в интервью... Как Вы можете говорить так безрассудно, неправильно и горько? Вы слышали мои записи с трио? Очевидно, что нет... Черт возьми, это отстой, когда герои твоего детства боятся перемен. К счастью, люди, которые были и являются истинными хранителями врат этой музыки, не имеют и не имели такого же узкого мышления... Я очень уважаю Брэнфорда, но все это дерьмо типа "это не джаз" — чокнутое и полностью убивает музыку...
И всё же, что есть джаз? По-моему, джаз — это не только самовыражение через музыку, но и бесконечный поиск нового, многочисленные эксперименты и т. д. В этом одна из основ джаза.
Важно принимать любые направления музыки, и в частности, джаза. Несмотря на мою ярую любовь к Чарли Паркеру, я могу спокойно слушать и "Om" Джона Колтрейна, и "Dear Old Southland" Сиднея Беше, и того же Роберта Гласпера. Я принимаю поп-музыку, пусть и не всегда качественную. Я переношу любые направления рока и рэпа. О классической музыке вообще говорить не стоит.
Будьте многосторонними, друзья! :)