Зеленоград — 1994: низшая точка падения
Уровень зеленоградской электронной промышленности достиг в 1994 году низшей точки падения. Причина этого состояла в том, что военные заказы (прежний стимулятор развития) сократились до минимума, а для перехода на коммерческие рельсы требовалось немалое время.
Акционирование зеленоградских предприятий началось ещё в 1992 году: НПО «Зенит», НИИТМ, «Элион» и некоторые другие в июне 1993 года преобразуются в открытое акционерное общество (ОАО) НИИТТ и завод «Ангстрем». В 1994 году были акционированы заводы «Микрон», «Элма».
В 1994 году произошёл первый в Зеленограде «мятеж» работников электронной промышленности. Вот что писал об этом известный зеленоградский журналист Алексей Лаврентьев («41», № 24(187), 1 апреля 1994г.):
«Конференция коллектива завода «Элион» состоялась 24 марта 1994г. Зал, набитый до отказа, заполняли делегаты, избранные по одному от восьми работников, представители из Москвы и префектуры. В повестку дня конференции, которую вёл председатель профкома Д. Михалев, был включён один вопрос: о невыполнении администрацией завода КЗОТа (Кодекса законов о труде) и условий коллективного договора. Из доклада руководства явствовало, что завод оказался в глубокой финансовой яме. Поставки заказчикам основной продукции упали практически до нуля. Последний год «Элион» жил за счёт производства магнитофонов, но и эти изделия стали залёживаться, и их выпуск снизился в 1993 году на 31%. Кредиторская задолженность завода на 21 марта 1994г. составила уже почти 2 млрд. руб. (больше, чем стоимость всей валовой продукции за прошлый год!). Взятые кредиты омертвлены в материалах, комплектующих и „незавершёнке“, стоимость которой составила 832 млн. руб. Декабрьская зарплата была выплачена за счёт краткосрочного кредита, за который завод так и не рассчитался, а потому новых кредитов уже никто не даёт… Конференция подавляющим большинством выразила недоверие директору завода А. Ветчинину…»
Спустя некоторое время собственник завода (Государственный Комитет по имуществу) сменил директора, но положение от этого не улучшилось. Как уже было сказано ранее, главная причина катастрофического положения «Элиона» была объективной: продукцию, которую выпускал «Элион» (специальное технологическое оборудование для микроэлектроники), было практически невозможно переориентировать в экономически выгодном направлении.
Журнал «Инфобизнес» (№ 29, 5 сентября 2000г.) в историческом экскурсе под рубрикой «1994» пишет:
«Компания ИВК вплотную занялась зеленоградским заводом „Квант“ и расписывает в прессе радужные перспективы его развития на несколько лет вперёд. Вообще, летом того (1994 — И.Б.) года многим ещё кажется, что российская компьютерная промышленность способна встать на ноги, в мае 1994г. правительство РФ определяет её как „одну из приоритетных отраслей“ (Постановление № 453 от 6 мая 1994г.)».
Завод «Квант» ещё продолжает взаимодействовать с фирмой IBM. 7 июля 1994 года «Квант» получает от IBM сертификат качества на выпускаемую продукцию. По такому значительному случаю даже приехал мэр Москвы Юрий Лужков.
Вообще-то, американцы должны были приехать ещё раньше, чтобы отметить выпуск первого компьютера модели IBM, но помешали трагические события 3-4 октября 1993 года.
И вот теперь гости вместе с хозяевами отмечали выпуск 15-тысячного персонального компьютера. За образец было взято производство на аналогичном заводе в Шотландии (г. Гринок). Пока «Кванту» была доверена только сборка ПК — все комплектующие поставлялись из-за рубежа — да ещё изготовление пенопластовой упаковки компьютеров на IBM-овской установке. Следующим этапом должно было стать использование российских кабелей, корпуса и источника питания. Такую схему постепенного усложнения операций IBM применяла ранее и в других странах, в частности, в Гонконге, на Тайване. Компьютеры предназначались для продажи в России.
Большую помощь предприятиям в их выживании оказал зеленоградский банк «Технополис» (председатель правления банка — Анатолий Смирнов). Уставной фонд банка за 1994 год резко возрос (почти в 4 раза) и составил на 1 января 1995 года 2050 млн. рублей. Свои доли в уставном капитале банка имело 21 предприятие… АО «Дока», АО «Российская нефтяная компания», фирма «Дискрет», фирма «Зеленоградстрой», АО «Элпа», НПО «Зенит» и другие.
В 1994 году банк «Технополис» одним из немногих в Москве был аккредитован при Фонде имущества г. Москвы, и ему была выдана доверенность на организацию и проведение региональных чековых аукционов в Зеленограде. В итоге пайщики банка, ради которых это было сделано, например, НИИ «Элпа», получили возможность акционироваться точно по плану, принятому на общем собрании трудового коллектива.
Цивилизованная финансовая политика «Технополиса» явилась прямой противоположностью различным «МММ», «Хопрам», активно отбиравшим средства населения через свои финансовые пирамиды. Некоторые предприятия Зеленограда, не доверившиеся банку «Технополис», были буквально разодраны на части московскими инвесторами.
Но не всем электронным предприятиям Зеленограда было разрешено перейти в частную собственность; в распоряжении государства остались «генераторы идей и технологий» — НИИ Физических проблем и НПК «Технологический центр».
Постановлением правительства Российской Федерации им был присвоен в 1994 году статус государственных научных центров (ГНЦ) России. В руках государства остался и НИИ Микроприборов (НИИМП) во главе с генеральным директором Г. Гуськовым.
В 1994 году продолжала реализовываться знаменитая схема мэра Москвы Юрия Лужкова: муниципальное жильё за счёт коммерческого. Но план распределения жилья в 1994 году был выполнен не полностью: Зеленоград получил лишь 80-81% от запланированного количества. Причина заключалась в том, что московским властям не удалось продать достаточное количество квартир по коммерческим ценам, чтобы компенсировать стоимость жилья, распределяемого бесплатно. В итоге вместо 21.2 тыс. кв. м. наш город получил 17.2 тысячи. В целом же по улучшению жилищных условий Зеленоград значительно опережал Москву.
В феврале 1994г. после реконструкции вновь открылись авиакассы на Центральном проспекте Зеленограда (что у магазина, который называют «1000 мелочей»). На фоне унылости тех лет это было отрадное явление. Авторами такого радостного события были фирмы «КомКон» (А.Цырульник, Ю. Соломонов) и «Мостком» (П.Трипольский).
18 февраля 1994г., в Центральном Доме литераторов (ул. Герцена, 53) состоялась учредительная конференция Московского регионального отделения движения «Выбор России». Одним из зеленоградцев был там Яков Горбадей, честное явление поздней демократии («блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел»).
Наверное, это было последнее отдалённое эхо прежней зеленоградской революционности.
Объем произведённой и реализованной в Зеленограде продукции составил 46 млрд. рублей и упал на 20% по сравнению с (тоже упавшим) 1993 годом.
Развитие культуры в Зеленограде — 1994 год
В 1994 году Зеленоградский историко-краеведческий музей получил значительное пополнение в числе: одного человека. Но какого! Главным хранителем музея была назначена Вера Николаевна Беляева.
После окончания 609-й школы она заканчивает Московский историко-архивный институт, некоторое время занимается в наших НИИ статистикой, архивными делами. Вскоре после начала работы в Зеленоградском музее у неё появляются талантливые ученицы (а как же иначе! — вокруг таланта обязательно возникают новые таланты!): Александра Карандеева (исследовательница рода Долгоруковых — владельцев села Никольского), Александра Алфёрова (известная своими оригинальными публикациями по древней истории окрестностей Крюкова, Матушкина).
Газета «41» (№ 91, 22 ноября 1994 г.) сообщает, что вышел в свет журнал «Светоч». 20 страниц пробного выпуска этого журнала, изданного зеленоградской гимназией № 1528 тиражом 45 экз., нашпигованы всякой интересной начинкой. Литературное и журналистское творчество гимназистов колеблется в широком диапазоне:
— от строгих философских стансов («Жизнь открывает новую страницу, и первый снег — не снег, а чистый лист…») до самоироничных частушек («В городе Зеленограде школа есть гимназия. При внимательном же взгляде — детский сад-оказия…»);
— от воспалённых ожиданий 11-классника Вени («Пусть опять зажгутся свечи пламенных страстей!») до как бы специально по этому случаю написанного куртуазного ответа 8-классницы Маши Елиферовой («Даже были б Вы холоднее: Даму пик в Вашу грудь вложу»);
— от забавных сочинений, где все слова начинаются на одну букву (духовный их отец — отец Онуфрий (этот опус известен ещё с XIX века — И.Б.), который, помните, «обходя округ Онежского озера, обнаружил обнажённую Ольгу…») до приколов типа «Он был слеп на одну ногу» (не правда ли, смешно? — И.Б.).
В этом интересном журнале (а журнал «Светоч» выходит до сих пор) есть немало и других творческих рубрик.
В течение 10 дней, с 21 февраля по 3 марта 1994 г., на сцене Зеленоградского Дворца творчества детей и юношества происходила настоящая феерия… ПЕРВЫЙ фестиваль детских театральных коллективов. Были показаны спектакли: «Кот в сапогах», «Золушка», «Держись, Султан», «Сказка в сказке», «Каменный ангел», «Гуманоид в небе» и многое другое.
В 1994 году радиокомпания «Зеленоград сегодня» оказалась на грани закрытия: прежние учредители отказались её финансировать. Они объясняли этот ход безнадёжной убыточностью такого средства информации. И тогда… коллектив зеленоградского радио выкупил все права у прежних владельцев. Первые 3-4 года положение было трудным, порой оно казалось отчаянным… Но все же радио «Зеленоград сегодня» выжило, оно пережило и дефолт августа 1998 года, и разные предвыборные авантюры, когда радиоэфир старались прикрыть.
В 1994 году в Зеленограде вышла в свет книга Эрнста Немировского: «Обязан всем, за все в ответе». Это было посмертное издание мыслей, стихов нашего — зеленоградского — депутата, учёного, поэта. Вот его стихотворение, написанное 19 февраля 1990 года, за два месяца до неожиданной смерти:
* * *
К воде склонялась ива на рассвете…
- А в суете и схватках бурных дней
Себя мы загоняем, как коней,
Не слыша, как в кроватках дышат дети…
Когда обязан всем, за все в ответе,
И нет минуты дух перевести,
Когда раздумья голос не в чести…
А куст все клонится к протоке на рассвете…
И в утренней туманной тишине
Проснётся стрункою, поющею во мне,
Тоска о лесе, о тебе, о лете -
И бросив политических друзей,
Пущу пастись я загнанных коней,
Там, где к воде склонилась ива на рассвете.
В 1994 году академический хор Зеленоградского Дворца культуры получил название «Ковчег».
— Было много вариантов, — рассказывает Андрей Викторович Чернецов, руководитель хора с 1988 года. — Мы хотели, чтобы, помимо звучности, это слово отражало смысл того, что мы делаем. Подобно тому, как были спасены земные обитатели во времена Всемирного потопа, мы пытаемся сохранить частички культуры. Мы стремимся брать лучшие мировые образцы. В то же время это и ковчег Нового Завета, где сохранилась скрижаль с заповедями Христа. Эти общечеловеческие заповеди нам очень близки по духу (цитир. по: «41», 13 февраля 1998 г.).
Ритм города — 94
2 сентября 1994 года в 8-м микрорайоне (корпус 814) был образован первый в Зеленограде Центр социального обслуживания (в дальнейшем — ЦСО). Его имя — ЦСО «Солнечный». Директором стала Галина Константиновна Березенко.