Я критикую наши фильмы о войне (такие как «Сталинград» и «Т-34») не только из-за их идеологической и сценарной ущербности.
Многое говорят об этих картинах и образы «главных гадов». Показателен тот факт, что каждый раз нам пытаются сказать (и говорят) что-то вроде: «ну сейчас мы достойно покажем и немецкую сторону...»
А выходит убого, как ни посмотри. Идиотские выражения вроде «Там за Волгой Индия» уже просто вошли в мрамор. В методичку «как не надо делать». Но наши творцы продолжают. И терпят провал за провалом.
Нацисты выглядят убогими психами (как в фильме «Собибор»). Немецкие солдаты — поехавшими ванильными гуманистами (как у Н. С. Михалкова) или пафосными неудачниками, которых не за что уважать (упомянутые мной «Сталинград» и «Т-34»).
Заметьте, я в данной ситуации ни в коем случае не желаю «обелять Рейх» и как-то замазывать преступления гитлеровцев. Наоборот, покажите во всей красе. Но, цитируя К. М. Симонова, «враг был храбр. Тем больше наша слава».
Кому-то покажется странным, но отличным профи себя показал в такой сложной ситуации... Квентин Тарантино! Да, его «Бесславные ублюдки» являются, по сути, вестерном в сеттинге альтернативной Второй мировой.
Но какие там типажи врагов показаны! Взять хотя бы эпизодического Вернера Рахтманна (в исполнении актера Рихарда Заммеля). Видно, что он презирает евреев-диверсантов, но не боится их. Хотя знает, что ему грозит гибель.
Но все-таки держится молодцом, не предает своих. Встретить судьбу прямым немигающим взглядом — это ли не поступок настоящего солдата, хоть и вражеского? Это не отменяет того факта, что Рахтман — винтик ужасающей военной машины, на совести которой полно военных преступлений. И все же, он не трясется за свою шкуру перед лицом «легенд».
Другой пример, куда более тонкий. Это, конечно, Ганс Ланда (в исполнении актера Кристофа Вальца). Он — настоящий нацистский «Шерлок Холмс», виртуозно владеющий ремеслом допроса. Его работа способна вызвать отвращение у нормальных людей: Ланда ищет евреев, дабы потом их уничтожить.
Для него это — именно служба, ничего личного. Правда, он явно получает от своих расследований и хитроумных комбинаций садистское удовольствие. Но назвать его бесталанным дураком нельзя, он — профессионал.
Злодей? Да, еще какой. На его совести полно невинных жизней. Однако, фильм во многом держится именно на образе этого кукловода-манипулятора. Актерская игра — выше всяких похвал. Но к ней еще и сценарий годный приложили. Ланда чудаковат, но при этом чуток политически. Ура-патриотизмом он не страдает, так как является законченным эгоистом.
Именно действия скользкого Ланды приводят к «альтернативному завершению Второй мировой». Но в конце он все же получает «награду» от бескомпромиссного Альдо Рейна.
Вот такие вот герои вышли у Тарантино. Да, вселенная вымышленная. Но стала ли сама история от этого хуже? А условно-злодейские персонажи? Они «на чужой стороне». И если первого еще можно записать в «простые солдаты», то второй — самый что ни на есть антагонист. Военный преступник, сволочь, эгоист, садюга. Но это живые образы, за которыми интересно наблюдать. Героизацией нацистов тут тоже не пахнет, как мне кажется.
Может, нашим киноделам стоит взять пример с западных коллег? Если уж взялись показывать немцев-персонажей?
А с вами был Темный критик, еще увидимся. Ставьте лайки понравившимся статьям, это очень важно для развития канала. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите! Еще один мой канала на Дзене, про войны и политику прошлых веков — Темный историк.