Найти тему

О юморе

Могу ли я комментировать классика? Просто читайте.

№50

МАРК ТВЕН

Этот очерк, впервые появившийся в журнале «Харперс», принадлежит к числу ранее опубликованных отрывков, которые были впоследствии включены в «Автобиографию Марка Твена», вышедшую в прошлом году исправленным и значительно дополненным изданием.

Повторение — огромная сила в мире юмора. Почти любое устоявшееся и точно сформулированное выражение, находящееся во всеобщем употреблении, в конце концов вызовет смех, если его мрачно и серьезно повторить пять или шесть раз с небольшими перерывами.

Сорок лет тому назад в Сан-Франциско, при второй попытке прочитать лекцию, я решился доказать справедливость такого утверждения. Первая лекция, к моему глубокому удовлетворению, прошла с успехом. Я подготовил вторую, но читать побаивался, так как первые пятнадцать минут ее были слишком сухими. Я чувствовал, что необходимо предпослать ей какое-то вступление, которое вызвало бы взрыв хохота и с самого начала установило непринужденные, дружеские отношения с публикой. В противном случае, слушатели, охладев, проникнутся критическим настроением, и дело может кончиться катастрофой.

Помня об этом, я разработал такой смелый план, что даже и сейчас поражаюсь, как у меня хватило мужества его осуществить. По Сан-Франциско уже лет пять или шесть ходил глупейший, неостроумный, но неумирающий анекдот, который давным-давно всем надоел до смерти. Рассказать кому-нибудь эту заплесневевшую историю можно было только с риском для жизни. Я решил начать свое выступление этим анекдотом и повторять его до тех пор, пока простое повторение не обезоружит зала и не заставит всех рассмеяться.

Собралось полторы тысячи человек. Раньше я довольно долго работал репортером и поэтому лично знал несколько сот слушателей. Они любили меня и несмотря ни на что восхищались мною. Я знал, как огорчу и разочарую их, знал какую причиню им боль, когда выкопаю эту затасканную историю и примусь рассказывать ее с видом человека, желающего поделиться новым и остроумным анекдотом. Начав с описания моего путешествия в почтовой карете, я вскоре сказал:

— На следующий день, когда мы остановились у почтовой станции — маленького глинобитного домика на равнине, — к нам подсел попутчик. Он оказался милым собеседником и, поболтав о том да о сем, вдруг заявил: «Если вам не лень слушать, я расскажу действительно замечательную историю. По этой дороге однажды ехал Горас Грили. Выезжая из Карсон-Сити, он сказал вознице, Ханку Монку, что спешит в Пласервилл, где должен читать лекцию, и боится опоздать. Ханк Монк щелкнул кнутом и погнал лошадей что есть духу. Карету так швыряло на ухабах, что у Гораса поотлетали все пуговицы на пальто. Наконец его подбросило с такой силой, что он пробил головой крышу кареты. Тогда он заорал Ханку Монку, чтобы тот ехал медленнее, потому что он, Горас, больше уже не торопится. Но Ханк Монк ответил: «Держись за то, на чем сидишь, Горас, а я уж доставлю тебя вовремя!» И он сдержал слово, доставил вовремя Гораса, то есть все, что от того осталось!»

читать дальше и узнать больше

Если вам нравятся подобные публикации подписывайтесь и ставьте лайк, а со временем можно будет ознакомиться с более полной версией издания. Следите за выпусками.