Вообще-то наследнику ханов обещали в жены царскую дочь. А женили на боярыне.
Воевода и его дочки
А предки девушки и вовсе были из простонародных. Плещеевыми они стали вскоре после того, как им был пожалован этот титул. Батюшка Марьи да ее сестрицы старшей Евдокии служил воеводой. В тот год, когда жена Никифора родила ему вторую дочку, ее будущему жениху исполнилось уже шестнадцать лет.
Царевич буквально через пару лет жизни остался без отца - легендарного Арслан-хана, а ханским престолом стала управлять его почтенная мать Фатима. Только когда Сеид-Бурхану исполнилось девять лет, он стал полноправным ханом Касимова.
Только без признания со стороны русского царя никакого ханства быть не могло. Вот и отправился Сеид-Бурхан со свитой прямо в столицу.
Государь принял его благосклонно и посулил жену из царской семьи, но только после крещения. Русские цари частенько прибегали к этому методу управления соседними государствами, предлагая браки с русскими царевнами или другими достойными невестами.
Отец юноши никогда не пошел бы на такое, но не те уж были времена. Окружение царевича не одобряло этой идеи, так что пока Сеид-Бурхан рос и находился под опекой матери и старшей родни, своих решений он не принимал.
У двора правителя в то время жили почти все его родственники со стороны матери Фатимы-султан и множество людей из родни отца.
Жена вместо ханства
Тем временем Мария, дочь царского стольника, тоже росла и расцветала. И хоть не была она царевной, отец ее при дворе был очень почитаем и у государя бывал часто.
У самого Михаила Федоровича дочерей хватало - целых пятерых красавиц родила ему царица Евдокия из Стрешневых.
Однако в основном дочки царские остались незамужними, царевич касимовский в качестве жениха даже не рассматривался. Старшей Плещеевской дочке Евдокии жениха нашел молодой царь Алексей Михайлович.
В те годы он сильно жаловал князя Репнина - положил ему оклад и назначил дворянским головой. Иван Борисович был старше женки больше чем на двадцать лет, но это не помешало ей родить ему четверых детей.
А вот Мария как раз подходила к возрасту невесты. Боярской дочке было около пятнадцати лет, когда Сеид-Бурхан принял православие.
Жена ему нужна была срочным образом, чтобы закрепить связь с русским царем и продлить власть в ханстве. В году 1653 29-летний хан взял в жены дочку боярина Плещеева Марию.
В молодой семье сразу стали рождаться дети, только все они уже были православными. По традиции ханских потомков называли русскими именами по святцам, а фамилии придумывали исходя из происхождения родителей.
Хан Сеид-Бурхан принял имя Василия. Семерых сыновей родила Марья Василию-хану и род хана Касимова остался на Руси.
Ханство сына приняла почтенная Фатима-бикем, попрощавшись с сыном и внуками, уже не принадлежащими ее древнему роду.