Коронавирус, который шагает по планете, убивает не столько людей, сколько бизнес. И в первую очередь - туристический. Страны одна за другой закрывают границы, люди отказываются от полетов, отели стоят пустыми и самолетам приходится оставаться в аэропортах базирования.
В бизнесе любой авиакомпании главный принцип - самолет приносит деньги, только когда он в воздухе. Когда он на земле - он тратит их, причём очень много.
Самые крупные статьи расходов - это лизинговые платежи (а подавляющее большинство самолетов, особенно в России - в лизинге, и каждый месяц необходимо платить), и аэропортовое обслуживание. Просто место стоянки под самолет стоит огромных денег, особенно когда с ними дефицит. Аэропорты просто не рассчитаны на то, что всем самолетам понадобится стоянка - обычно большая часть "живет" в небе.
Авиация - это низкомаржинальный бизнес с большими финансовыми рисками, и большинство авиакомпаний постоянно балансируют на грани банкротства. На рынке большая конкуренция, а строгие регуляторы не позволяют особенно экономить, особенно на том, что связано с безопасностью.
В феврале, пока не все границы еще закрыли, рейсы не отменялись. Но спрос уже упал, и авиакомпании просто гоняли туда-сюда полупустые самолеты. Дело в том, что авиакомпаниям в загруженных аэропортах необходимы слоты. Они выделяются на год, и если их не использовать на 80%, на следующий год их не выделят, соответственно, направление будет закрыто. Но эти пустые рейсы очень сильно подорвали финансовые "подушки безопасности" компаний.
А в марте пошла волна закрытий и отмен. Росавиация закрыла практически все направления. Да и какой смысл лететь, если "там" никого никуда не пустят? Спрос упал катастрофически.
Полностью "приземлились" и разошлись по домам минимум на месяц Austrian и Air Baltic. Что по остальным: Norwegian (отмена 85% рейсов), Swiss (до 90%), Air France-KLM Group (до 90% у входящих в холдинг Air France и KLM), Air New Zealand (85% рейсов), British Airways (75%), Qantas (90% международных рейсов и 60% внутренних), Lufthansa (примерно половина рейсов).
Не сладко и лоукостерам, а также европейским регионалам. В качестве примера - для Ryanair самые важные направления — курорты и достопримечательности, а это Италия и Испания, где сейчас полный карантин и всё закрыто. При этом, для лоукостеров ввиду их модели бизнеса, критически важно держать самолеты в воздухе, причем с пассажирами.
Конечно, у самых крупных авиакомпаний, особенно, которым доступна мощная господдержка или инвестиции (например, Emirates), ситуация не настолько катастрофическая. Также, есть шансы и у тех, кто ориентирован на внутренний рынок с большим объемом.
Но даже на внутреннем рынке идёт обвал. Люди настолько подвержены панике, что боятся летать в принципе. Самолет и аэропорты кажутся рассадниками страшной болезни. Люди не хотят ни в Петербург, ни в Сочи, ни к тёще в Саратов.
Для большинства авиакомпаний зима - период работы "в минус", а лето - время, когда можно отбить убытки. Это лето ничем хорошим не светит.
Из отечественных компаний, под особенным риском находятся:
- UTair, которая и так с трудом сводит концы с концами
- Уральские авиалинии
- Чартерные а/к, чей бизнес связан с курортными направлениями (Royal Flight, iFly, Azur, Pegas Fly и тд)
- NordWind (Северный Ветер)
Аэрофлот, Россия, Победа и S7 не настолько подвержены риску.
Авиакомпании, стремясь собрать хоть какие-то деньги на текущие расходы и платежи, могут начать распродажи авиабилетов по дешевке, а также увеличивать глубину продаж, намекая, что вирус скоро кончится, а отпуск надо "не прощелкать". Именно так агонизировали "Трансаэро" и "Vim".
Будьте внимательны. Ситуация очень нестабильна и непредсказуема. Когда откроются границы и что будет через 3 месяца, полгода или год - вообще никто не знает. Купив билеты сейчас, можно остаться ни с чем, гарантий никто не даст. У многих авиакомпаний будет накоплен такой долговой пузырь, что лопнуть он может в любой момент, унеся с собой ваши деньги и надежды.