Всем привет! Здравствуйте, дорогие читатели!
Недавно я писала статью о "доме со львом", о редком доме с росписью от пола до потолка, где каждая иллюстрация наполнена смыслом. Этот дом силами волонтеров, всех неравнодушных жителей, сумели отреставрировать.
Ссылка на эту статью оставлю в конце.
Что же означают эти росписи, если посмотреть на них более глубоко, с точки зрения крестьянина, жителя деревни тех времен?
Что представляет собой роспись сельского дома?
Ею выделены наиболее важные и выразительные его части. Изба разделялась на углы в соответствии со сложившимися функциональными зонами. Стены передней комнаты окрашены в голубой цвет, потолок – в белый. «Красный» угол – место приёма гостей, был обозначен монументальным, с треугольным фронтоном, украшенным растительным орнаментом из стилизованных цветов и листьев, киотом.
Именно над окнами рядом с красным углом изображены Херувим и Георгий Победоносец, охраняющие место встречи внешнего пространства за окнами и внутреннего.
Жилище представляло собой замкнутое пространство, в котором человек чувствовал себя в безопасности. Здесь же над киотом на потолке изображение в круге летящего орла.
Орёл символизирует власть, силу, мужество, долголетие и мудрость.
В простенке между окон - традиционная композиция. Чудесное растение в вазоне, которое цветет райскими цветами, похожими на тюльпаны. А мирская женщина поливает его, то есть находится в рае и ухаживает за цветами.
Кутный угол (куток) возле печи, или «середа», - место работы женщины-стряпухи, чуть дальше от печи - место зыбки для ребёнка, прикрепляемой к кольцу на потолке, где в круге-венке изображение женщины в красном платье с цветущими ветками в руке, осеняющей его сверху.
Она всегда была перед глазами и в какой-то степени замещала лежащему в зыбке ребёнку мать, которая «вечно в колесе труда».
Когда-то круги и розетки символизировали солнечное или огненное начало и служили защитой от всякой скверны.
И хотя магическое значение этих знаков было забыто, они использовались как любимый орнаментальный мотив.
На стене, отделяющую эту комнату от смешной изображен лев, который возлежит на берегу ручья. Художник наделил его не звериным, а человеческим лицом. В дебрях деревьев можно увидеть зайца, махонького такого. Говорят, есть псалом, в котором говорится о райской жизни. И там в одной строке перечисляются все звери изображенные на стенах.
Лев - символ защитника, оберегающего домочадцев дома.
Справа от дверного проёма, рядом с печью и входом в горницу из сеней, была когда-то изображена корова, к сожалению, её изображение сейчас закрашено белилами, но оно слегка просматривается сквозь краску. Между печью и этим изображением были полати (сейчас утрачены).
В соседней «розовой» горнице, служившей хозяевам вероятно спальней, выполнены композиции с крупными мотивами и сюжетными изображениями: на розовом фоне цельной, без окон стены, противоположной входу выделяется стадо белых гусей с пастухом-подростком на фоне стройных деревьев с зелёными пушистыми кронами.
Композиция строится на свободном ритмическом равновесии и поражает тонким декоративным чутьём: пользуясь ограниченным числом красок, порой – тремя-четырьмя, мастер умел достигать звучности цвета и даже своеобразной изысканности цветовых сочетаний.
Здесь же изображения дерева с пластично раскинутыми ветвями и ещё одного дерева в кадке между окнами. Думается, что роспись в интерьере была связана с темой райского сада, прекрасной солнечной страны. Такое красочное окружение должно было благотворно влиять на обитателей дома, скрашивать их нелёгкую жизнь.
Вероятно, в данном изображении могли соединиться черты реального человека и святого Трифона. В старообрядческой традиции есть такое иконографическое изображение святого Трифона: короткая рубашка, молодой, 23 лет, «типом римлянин», волосы курчавые - как пастух из росписи.
Росписи органически связаны с размерами, формой и функциями декорируемой плоскости. По всей вероятности, её делали сразу, без предварительной разметки.
Сначала на плоскость наносили основные контуры, далее в соответствии с замыслом их расцвечивали локальными тонами: оранжево-красным – цветы, золотисто-охристым – льва, белым – гусей, чёрным – птиц. По подмалёвку наносили чёрный контур, а формы моделировали пробелами. Таким образом, мастер совместил графическое начало, традиционное для народного творчества с живописной манерой. Изображение «уплощается», теряя свою объёмность, и не «прорывает» поверхность стены. Светлый колорит, обилие розового, голубого и белого создавали атмосферу тепла и уюта и вместе с тем отражали представления крестьян о добре, красоте, благополучии.
Этот дом даёт живое представление о том, как русский крестьянин украшал своё жилище, позволяет заглянуть в его духовный мир, в мир его знаний, его фантазии, в мир особенно любимых и бережно хранимых образов, характерных для Поволжья.
Источник фото и цитат www.livemaster.ru и 123ru.net.