23 марта и в период с 25 по 27 марта 2020 года цюрихский аукционный дом Schuler Auktionen проведет весенние торги и представит работы европейских художников XV-XIX вв. Среди продаваемых лотов – большая серия работ с сильным провенансом, посвященная библейским сюжетам, пейзажная живопись и редкие натюрморты.
Одним из топовых лотов будет «Святая родня: Мария Клеопова со своей семьей» мастерской фламандского художника эпохи Возрождения Винсента Селлаэра, известного своими работами на христианскую тему. Художник получил большое влияние ломбардийской школы, в частности, Леонардо да Винчи, и флорентийской школы живописи последователей Рафаэля. Интересно отметить, что в своем творчестве Винсент Селлаэр неоднократно возвращался к иконографической композиции «Святая родня».
Провенанс:
- Galerie Fischer, Люцерн, 3.9.1938, лот 1652 (m. Abb.), по каталогу аукциона относится к «Картинам из поместья цюрихского коллекционера/различные владельцы».
- Galerie Fischer, Люцерн, 9.11.1940, лот 1188 (m. Abb.)
- Частное собрание, Швейцария.
Примечание:
- Реставрация и паркетирование.
- Другая версия данной композиции была продана в Dorotheum в Вене 24.4.2018 (лот 28).
- Аукционный дом выражает благодарность Dr. Micha Leeflang за помощь в катологизации данной работы по фото высокого разрешения.
«Оплакивания Христа» работы фламандского живописца эпохи Ренессанса Виллема Кея и его мастерской представляет собой одну из вариаций композиции художника на данный религиозный сюжет.
Проф. Koenraad Jonckheere опубликовал в своей книге две похожие работы вертикальной ориентации, подписанные и датированные 1553 г. Упоминается еще пять вариаций горизонтальной ориентации, которые, тем не менее, не сравнимы с предлагаемой на аукционе работой, поскольку они не демонстрируют ключевые аспекты живописи художника (см. Jonckheere, Koenraad: Willem Key (1516–1568) Portrait of a Humanist Painter. 2011, стр. 136-142 и 181-182).
Две гипотезы появления нескольких версий «Оплакивания Христа» выдвинул г-н Gijs G. Keij. Согласно одной, выставляемая работа хронологически была написана первой, и настолько понравилась художнику, что он дал распоряжение повторить композицию в большем размере. Другое его объяснение, напротив, предполагает, что две работы вертикальной ориентации были написаны первыми, а выставляемая на аукционе меньшего размера версия и с меньшим количеством фигур была создана позднее.
Примечание:
- Реставрация в двух местах.
- Аукционный дом выражает благодарность проф. Koenraad Jonckheere и г-ну Gijs G. Keij за каталогизацию данной работы по фотографии высокого разрешения.
Провенанс:
- Вероятно, английская коллекция. На раме старинная этикетка “Lady Wil...(?) Mugd…(?) N…(?) fife”.
- Частное собрание, Швейцария.
«Пейзаж с рекой и видом на замок», 1644 год, атрибуция Ян ван Гойен, отличается монохромностью палитры. Ян ван Гойен работал в технике тонального пейзажа, и в основном писал реки и каналы около Гааги. Художник оказал большое влияние на пейзажную живопись свеого времени – многие современника подражали его технике.
Примечание:
- Паркетирование
Провенанс:
- Galerie Fischer, Люцерн, 8.6.1995, лот 3276, атрибуция Wouter Knijff.
- Частное собрание, Швейцария.
Литература:
- Похожие композиции, датируемые тем же годом: Beck, Hans-Ulrich, Jan van Goyen. Ein Oeuvreverzeichnis. Изображение II, Nr. 752, 755 и 756.
В «Мистическом обручении святой Екатерины», ок. 1640 год, кисти Паоло Доменико Финольо Христос представлен в образе младенца, обручающегося со Св. Екатериной. Паоло Доменико Финольо работал в манере тенебризм, расписывал стены в монастыре Чертоза-ди-Сан-Мартино, Соборе Поццуоли, многих церквях вблизи Неаполя, а также, во Дворце изящных искусств в Лилле во Франции.
Примечание:
- Дублирование, открошившийся пигментный слой, исправления.
- Аукционный дом благодарит проф. Riccardo Lattuada за оценку картины по фотографии высокого разрешения.
Выставляемая работа написана по мотиву оригинала «Карл I король Англии и Генриетта Мария» Антониса ван Д, написанного ван Дейком в 1632 году для Сомерсет-хаус в Лондоне, и в настоящее время входящего в коллекцию Епископской резиденции в Кромержиже в Чехии.
Примечание:
- Без рамы. Картина перетянута. Утрата красочного слоя.
Литература:
- Barnes, S.J., Van Dyck. A complete catalogue of the paintings. 2002, Nr. IV 46.
«Обретение Моисея», окружение Себастьяна Бурдона. Оригинал «Обретение Моисея» кисти Себастьяна Бурдона находится в собрании Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Величайшим шедевром художника является его роспись «Распятие св. Петра» в Соборе Парижской Богоматери, не уничтоженной при пожаре 15 апреля 2019 года.
Примечание:
- Картина перетянута. Кракелюр.
Парные картины «Вид со стороны Неаполя», 1840 год, кисти Сальваторе Кандидо изображают вид на Неаполитанский залив в солнечный полдень – на берегу пришвартованы лодки, жизнь в городе кипит, а на заднем плане одной из картин дымится Везувий.
Примечание:
- Картины обрезаны и перетянуты. Новые подрамники.
«Крестьяне из Дахауэра в новом Дворце Шлайсхайм» 1862 года кисти Райнхарда Себастьяна Циммермана относится к жанровым сценам, описывающих жизнь швабских и баварских крестьян – излюбленной теме живописца. Циммерман был придворным художником великого герцога Баденского Фридриха I.
Примечание:
- Кракелюр. Небольшие участки утраты живописи.
Предлагаемая на аукционе картина «Ужин в Эммаусе», мастерская Паоло Веронезе, долгое время имела атрибуцию Эль Греко (см. литературу). Оригинал, написанный художником, хранится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.
Провенанс:
- Коллекция Otto E. Messinger, Париж, приобретена как El Greco в 1932.
- Lodovico Caneri, Люцерн, до 1944.
- Частное собрание, Берн.
Литература:
- D'Achiardi, Pietro, La Collection Messinger, Rom 1910, стр. 227-229, как El Greco.
Примечание:
- Картина обрезана и перетянута. Кракелюр.
- Еще одна копия по мотивам «Ужина в Эммаусе» Паоло Веронезе была продана 13 февраля 2018 г. в аукционном доме Pandolfini (лот 165).
«Натюрморт с клубникой, вишней, лимоном и крабом» кисти Хармена Лодинга является редким произведением художника, учитывая его относительно небольшое творческое наследие.
Провенанс:
- Jacob и Rosa Oppenheimer.
- Galerie van Diemen & Co., Берлин.
- Paul Raupe, Берлин, 26 и 27.4.1935, Liquidation der Galerie Diemen, аукцион 142, лот 37 (как Johannes Hannot).
- Частное собрание, Швейцария.
Выставка:
- Kunsthandel Goudstikker, Het Stilleven, Amsterdam, 18.2.–26.3.1933, номер 130 (как Johannes Hannot).
Примечание:
- Аукционный дом благодарит Др-а Fred G. Meijer за оценку картины Хармена Лодинга.
Больше информации о лотах можно прочитать здесь