Найти в Дзене
Уголок старпера

Обзор Control или самая быстрая карьера от уборщицы до директора

Оглавление

Состоялся релиз Control, новой паранормальной игры от Remedy, авторов Alan Wake, Quantum Break и Max Payne. Мы прошли игру и готовы поделиться своими впечатлениями.

Сюжет

Игра начинается с появления главной героини по имени Джесси Фейден на пороге здания ФБК (Федеральное Бюро Контроля), занимающегося поиском и изучением паранормальной активности. Джесси ищет своего брата, которого агентство забрало еще в детстве и вот, спустя много лет, она наконец смогла подобраться к бюро достаточно близко, чтобы узнать правду о Дилане.

Попав в здание, Джесси замечает, что оно ненормально пустое, в нем нет людей. Чуть позже героиня набредает на причудливого уборщика, который сразу принимает ее себе в помощницы. Так неожиданно Джесси становится уборщицей в правительственном секретном агентстве. После быстрого знакомства с новым боссом наша героиня пробирается в кабинет директора, где находит того убитым. Все выглядит, как самоубийство, но тут в голове Джесси просыпается некий голос, подсказывающий ей поднять пистолет, из которого был убит директор ФБК. Сама не ожидая, новоиспеченная уборщица послушно берет его в руки и тут слышит новый голос, на сей раз того самого убитого директора Тренча.

Очень загадочный уборщик, который традиционно сыграет не последнюю роль
Очень загадочный уборщик, который традиционно сыграет не последнюю роль

Он нарекает Джесси новым директором Федерального Бюро Контроля и поручает ей разобраться в той кризисной ситуации, в которой оказалось бюро. Оказывается, в здание вторглись неизвестные формы жизни, называемые Ииссами и все сооружение находится в зоне изоляции — никто не может войти или выйти, но, как можно было заметить, Джесси это не остановило. Дело в том, что голос в ее голове, который привел ее сюда, судя по всему, обладает некими силами, позволившими им проникнуть в ФБК, а после не подхватить ту заразу, которая убила большую часть штата агентства.

С этого момента Джесси приходится забыть на время о брате и заняться проблемами ФБК, без решения которых ее поиск будет напрасным.

Мир Control

Чтобы понять всю прелесть Control, нужно погрузиться в мир игры, тщательно созданный разработчиками. Первое, что следует знать, так это цель деятельности бюро — организация занимается поиском АМС (Альтернативных Мировых Событий), которые становятся причиной, а иногда следствием появления так называемых предметов силы. Это с виду обычные вещи обихода, будь то мяч, проектор, телевизор, выключатель, в общем, любой предмет, но на деле они обладают различными сверхъестественными силами, способными изменять реальность вокруг себя.

Джесси может влиять на изменение пространства в комнатах после зачистки точек силы
Джесси может влиять на изменение пространства в комнатах после зачистки точек силы

К примеру, проектор слайдов позволил пользователям перемещаться по другим измерениям, но в итоге из-за него исчезло все население небольшого сельского городка, о чем мы узнаем по ходу игры. Такими случаями и занимается ФБК, изымая предмет силы для дальнейшего изучения в стенах бюро. Так, в игре можно найти отсылки к другой игре Remedy про писателя Алана Уэйка. Авторы описали происходящее с ним, как типичный АМС, объединив тем самым оба мира в один. Подробнее об этом мы писали в отдельной статье.

Также в Control существуют люди, так называемые параулиты, кто может «привязывать» к себе предмет силы, чтобы в дальнейшем использовать его способности. Причем один и тот же предмет может в разной степени влиять на парулита, все зависит от его природных умений, кто-то обретает больше силы, другой — меньше, но исследователи ФБК верили, что это умение можно натренеровать, как обычную мышцу, в связи с чем внутри бюро даже проводились соответствующие эксперименты.

Способностей у Джесии не много, но все значимые и пригождаются в любой ситуации
Способностей у Джесии не много, но все значимые и пригождаются в любой ситуации

Примечательно, что в процессе поисков предметов силы ФБК организовало свою штаб-квартиру в одном из них. Да, здание бюро — это один большой предмет силы, его также называют Старейший Дом. Он обладает несколькими особенностями: во-первых, его невозможно найти, если не знать о его существовании, это позволяет скрываться у всех на виду, не опасаясь быть раскрытыми. Во-вторых, геометрия здания изменяется вместе с пространством внутри, любая комната может переместиться в другой отдел, стены передвинуться, а потолки взлететь до небес. В таких условиях и работают агенты ФБК, периодически сталкиваясь с различными странностями даже в офисе, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы, которые по ходу игры находит Фейден.

Вот так выглядит обычный офис ФБК, захваченный Ииссами
Вот так выглядит обычный офис ФБК, захваченный Ииссами

Само здание и разбросанные то тут, то там отчеты и рапорты создают атмосферу, схожую с Xcom Bureau Declassified, вышедшую в 2013 году -полнейшая секретность и уникальные эксперименты под руководством ведущих ученых. Каждый отдел занимается определенной задачей, зачастую даже не подозревая о том, что творится в соседнем помещении. Все это Джесси узнает из документов, оставшихся после заражения сотрудников. Изучать их интересно и иногда даже необходимо, но в какой-то момент записок становится так много, что появляется желание их попросту игнорировать, читая лишь некоторые. Никуда не делись и так любимые Remedy телевизионные передачи, через которые разработчики также доносят до пользователя некоторую информацию, попутно погружая в атмосферу игры. Криповость этих шоу, рассказывающих историю двух детей, живущих в Старейшем Доме, моментами просто зашкаливает, но что «нормального» можно увидеть в здании ФБК? Ничего!

Еще можно встретить на уровнях проекторы с записями доктора Дарлинга, в которых тот рассказывает принципы работы бюро, делится гипотезами, проводит эксперименты и многое другое. Интересно, что заставка этих фильмов почему-то напомнила нам серию Fallout, будто мы не просто в здании в центре города, а в настоящем бомбоубежище, где нас учат жить по правилам нового мира, хотя, по сути, так оно и есть.

Геймплей

С геймплейной точки зрения Control предстает, как исследовательская игра с элементами шутера. У авторов получился крайне интересный мир, который хочется изучать при том, что дизайн уровней этому только препятствует. Складывается ощущение, что ты путешествуешь по бесконечным складам, коридорам и офисным помещениям, изредка натыкаясь на интересные лаборатории и исследовательские проекты. Карта в поисках нужной точки никак не помогает, она построена лишь для понимания общего направления движения, все остальное делают указатели на стенах. Видимо, работники бюро ими и пользовались, чтобы дойти до своего рабочего места, в противном случае в здании легко можно заблудиться.

Значительная часть путешествия пройдет в подвалах и темных коридорах
Значительная часть путешествия пройдет в подвалах и темных коридорах

В некоторых локациях можно наткнуться на головоломки различной сложности, они хоть и не обязательны к решению, но разгадать их подстегивает антураж и то, как они обставлены. Например, вы приходите в лабораторию, специализирующуюся на изучении удачи, а там на доске не решенная задача и вы автоматически начинаете искать разгадку, хотя игра напрямую вас об этом не просит. Это очень приятный способ подачи, ведь когда побуждение происходит от пользователя, а не от игры, момент становится ярче и запоминается лучше, чем если бы пользователя принуждали что-то сделать.

Если отойти от исследований, то перестрелки у Remedy получились тоже необычными. Вся соль кроется в том, что у главной героини по сути лишь одно оружие с разными режимами стрельбы, а следовательно и тип патронов один — это энергия. И пока она не перезарядится, стрелять ни одним из типов вооружения нельзя, в этот момент приходится пользоваться сверхъестественными способностями Джесси. Как можно догадаться, она довольно сильный параулит, раз смогла привязать к себе табельное оружие и стать директором. Таким образом, часть игры посвящена поиску новых предметов силы и привязке их к Фейден. С помощью этого героиня обретает новые способности и расширяет арсенал игрока. Но самое интересное начинается, когда Джесси овладевает телекинезом, он позволяет швырять предметы во врагов, а если их нет поблизости — вырывать куски стен, используя бетон в качестве снаряда.

Табельный пистолет директора ФБК может принимать причудливые формы
Табельный пистолет директора ФБК может принимать причудливые формы

Присутствует в Control и прокачка. Улучшать можно как силы Джесси, так и ее характеристики здоровья и запаса энергии. Если первое делается при помощи очков, выдаваемых за выполнение заданий, то второе улучшается модами. Моды делятся на два вида — персональные и оружейные — и, как понятно из названий, одни используются в оружии, другие позволяют изменить характеристики персонажа. Моды можно находить на уровнях или крафтить с использованием материалов, также разбросанных на локациях и выпадающих из поверженных врагов. Разнообразие модов позволяет создавать индивидуальные сетапы под разные стили игры, что понравится любителям разнообразия.

Еще хочется сказать пару слов о дополнительных заданиях. Некоторые из них гораздо сложнее основного сюжета и, хоть и даются в процессе прохождения, явно рассчитаны на эндгейм активность, так как выполнить некоторые из них невозможно, если Джесси не приобрела определенную способность. Поэтому, если вы не понимаете, как пройти то или иное задание, лучше отложите его и решение придет само собой.

Левитация позволяет добраться до труднодоступных мест, которых в здании предостаточно
Левитация позволяет добраться до труднодоступных мест, которых в здании предостаточно

Также в Control есть тип случайных миссий, которые активируются периодически вне зависимости от того, чем занят игрок. В них пользователю требуется срочно перенестись в осаждаемый Ииссами отдел и отбить атаку, однако делать этого не хочется, так как это сильно сбивает темп игры, заставляя бросать текущее задание, а потом снова возвращаться к нему, с ближайшей точки телепорта. На наш взгляд, без этой активности Control вышла бы чуть лучше.

Из запоминающихся моментов стоит выделить мотель «Оушенвью», в который главную героиню телепортирует несколько раз за игру, а также сногсшибательную и динамичную сцену в «Лабиринте пепельницы». Подробней рассказывать не будем, чтобы не портить вам впечатление, но оба момента западают в душу на долгие часы.

Оптимизация

Нельзя не затронуть оптимизацию, ведь в Quantum Break у Remedy с ней были проблемы, которые разработчики решили только сильно после релиза. В Control проблема сохранилась, во всяком случае в дорелизной версии на PlayStation 4. Во время прохождения у нас телекинез понижал частоту кадров практически вдвое, любой брошенный предмет поднимал в воздух мусор и пыль, а в совокупности с эффектами во время выстрелов это давало сильную нагрузку на консоль и как итог — практически неиграбельные перестрелки.

Количество мусора в воздухе порой зашкаливает, что вызывает тормоза и как следствие смерть
Количество мусора в воздухе порой зашкаливает, что вызывает тормоза и как следствие смерть

Приходилось часто искать хитрости, чтобы не вступать в открытый бой с врагами, но это сильно замедляло динамику сражений. Хочется надеяться, что разработчики исправят ситуацию патчем первого дня, но если нет, будьте готовы подождать пару месяцев, чтобы не испортить впечатление техническими проблемами от прекрасной игры.

Итоги

Итак, подводя итоги, хочется сказать, что у Remedy получилась отличная игра в духе проектов студии. Она переняла фирменный стиль разработчиков, который читается во всем, от погружения в атмосферу, заканчивая скомканной и непонятной концовкой (на наш субъективный взгляд, но мы правда ничего не поняли). Несмотря на технически проблемы дорелизной версии, Control затягивает в свой мир на долгие часы и не отпускает, пока не найдется решение очередной задачи, ведь у директора ФБК нет времени отдыхать, когда бюро находится в кризисной ситуации.

Новый созданный Remedy мир завлекает и отталкивает одновременно, при этом даря безумное чувство наслаждения, когда что-то получается верно, будь то решенная через пол часа мучений головоломка или побежденный с 20 раза босс. Настоятельно рекомендуем обратить на Control внимание тех, кто любит погружаться в игровые миры с головой, изучая каждый уголок, каждый документ и тогда игра подарит вам долгие часы ярких эмоций.

Вердикт: КРАЙНЕ РЕКОМЕНДУЕМ