Проблема неравных браков была актуальна в каждом столетии. Родители решали судьбу дочерей с максимальной для себя выгодой. Дальнейшая жизнь малолетних красавиц складывалась по-разному. Вряд ли они были счастливы со стареющими мужьями. Да и их финансовое состояние не всегда оправдывало родительские надежды. История невесты с картины Василия Пукирева «Неравный брак» является ярким тому подтверждением.
Василий Пукирев был молодым и подающим надежды художником. Ему прочили великое будущее. Картина принесла ему популярность и общественное признание, как живописцу. Мастер немного драматизировал события, сделав жениха намного старше, чем он был на самом деле. Но обо всем по порядку.
По одной из версий, художник изобразил личную историю своего близкого товарища Сергея Варенцова. В молодости он был влюблен в девушку, на которой мечтал жениться. Родители невесты выбрали ей в мужья мужчину, который был старше девушки на 13 лет. Самое ужасное, что Варенцову пришлось выступить на свадьбе в роли шафера. Он изображен на картине позади невесты. Его ненавидящий взгляд направлен в сторону престарелого жениха. Версию подтверждают записи кузена Варенцова.
Через несколько лет между друзьями разразился конфликт. Это случилось после того, как успокоившийся Сергей Варенцов решил вновь жениться. К этому времени он уже не был юнцом, имел положение в обществе и средства на содержание семьи. Он попросил убрать свое лицо с картины, что очень разозлило Пукирева. В сердцах он дорисовал шаферу усы и бороду, но дружбе был положен конец.
Писатель Гиляровский, известный знаток московской жизни, описал другую версию событий. По его мнению, несчастная любовь случилась у самого Пукирева. Он задумал сюжет картины после выхода Указа Священного Синода с осуждением неравных браков. В качестве натурщицы художник выбрал Прасковью Варенцову, которая тогда была его невестой. Девушка родилась от внебрачной связи одного из родовитых князей. Семья князя принимала активное участие в судьбе Прасковьи, поэтому молодому художнику было отказано в свадьбе.
Он изобразил себя в роли разгневанного шафера, о чем свидетельствуют Гиляровский и старейший смотритель Третьяковской галереи Н.А.Мудрогель. Оба заявили, что на картине Пукирев изобразил себя, а внешнее сходство с другом всего лишь простое совпадение. Так или иначе, но у девушки сложилась крайне тяжелая судьба.
У нее не было выбора. Молодые влюбленные не смогли противостоять могущественной семье. Прасковья Варенцова вышла замуж за нелюбимого старого человека. Ее судьба интересовала многих художников. В 1907 году ее отыскал известный московский художник В.Д. Сухов. В то время ей исполнилось 44 года. Она одиноко доживала свой век в московской Мазуринской богадельне (благотворительное заведение при православной церкви, в котором содержались нетрудоспособные люди). Художник сделал карандашный набросок, который был обнаружен в Третьяковской галерее в 2002 году.
Так стала известна судьба самой несчастной невесты, увековеченной русским художником Василием Пукаревым.