Найти тему
Журнал МУЗилка

Ритм-энд-блюз – прародитель рок-н-ролла и современной поп-музыки

Оглавление

Ритм-энд-блюз часто сокращенно называют RnB (ар-эн-би). У современных меломанов эта аббревиатура ассоциируется с популярным музыкальным жанром, который по эстетике близок к хип-хопу и к поп-музыке. Исторически же термином «ритм энд блюз» обозначалось музыкальное направление, рожденное в среде темнокожих музыкантов США в середине прошлого века. Во всех книгах и статьях по истории рок-музыки можно встретить фразу о том, что ритм-энд-блюз стоял у истоков формирования рок-н-ролла, а, следовательно, и всей рок-культуры. Укрепившиеся стереотипы и нежелание разбираться в дебрях музыкальной истории заставляют подумать, что под одним и тем же термином в разном контексте понимаются разные вещи. На самом деле это не так, а точнее - не совсем так.

Вообще, вопрос терминологии в музыковедении очень условен. Та музыка, которая сегодня известна как «ар-н-би» генетически связана с «исконным» ритм-энд-блюзом, но, по большому счету, имеет к нему весьма опосредованное отношение. Она представляет собой результат эволюции этого явления в тесном взаимодействии с другими жанрами, в том числе и с хип-хопом.

В данной статье речь пойдет об изначальном, историческом «ритм- энд- блюзе» и о его влиянии на становление рок-н-ролла. Бросая ретроспективный взгляд на этот феномен, можно утверждать, что ритм-энд-блюз повлиял не только на становление рок-н-ролла, но и на явления, лежащие в основе «новой формации» и новых культурных пластов – современной музыки и поп-культуры.

Социальный аспект. Расовая музыка.

История музыки ритм-энд-блюза началась раньше, чем появился сам термин. Она начинается в 30-е годы. Истоки стоит искать в музыке сельского темнокожего населения, известной как «кантри-блюз». В ходе урбанизации она переселяется в города, что и дает первый толчок для развития жанра.

Говоря о зарождении ритм-энд-блюза, нельзя оставить без внимания социальные реалии жизни послевоенной Америки. Историю этой страны всегда преследовал расовый вопрос. В середине сороковых годов наблюдалась тенденция к уравниванию прав цветного населения, но, в то же время, стереотипы оставались сильны. Так называемые коренные американцы предвзято относились к своим землякам с другим цветом кожи и к многочисленным эмигрантам из разных стран мира. В больших городах темнокожее население и представители «национальных общин» жили в отдельных кварталах – гетто. В США того времени это слово не имело негативной коннотации, гетто выполняли не только «изоляционную функцию», но и создавали условия для существования в родной культуре выходцев из разных народов.

Таким образом, культура темнокожего населения начала развиваться обособленно. В гетто существовали клубы и бары, где в послевоенные годы начинает звучать музыка, рожденная в недрах народной культуры афроамериканского населения. Существует версия, что изначально термин «ритм-энд-блюз» появился как обобщенное название музыки, исполняемой темнокожим населением «для своих». Этот термин, предложенный в 1947 году, был призван заменить некорректное определение «расовая музыка».

Культурный фон. Прогресс.

Становление ритм-энд-блюза вызвано фундаментальными изменениями в повседневной развлекательной культуре, которые происходят в 1930 – 1940-х гг. Появляется электрофон, а вместе с ним и грампластинки, развивается индустрия звукозаписи. Ранее популярную музыку исполняли преимущественно в домашних условиях. Новая эпоха дает новые возможности. Из домов музыка переносится в увеселительные заведения, а на смену домашнему музицированию приходит прослушивание записей. Популярными становятся автоматы для грампластинок. Ещё одно новшество рубежа 30-40-х гг. – появление электронных музыкальных инструментов. Годом рождения электрогитары считается 1939, позже появляется бас-гитара. Голос певца усиливается с помощью микрофона. Классический блюзовый ансамбль, исполняющий музыку в заведениях, насчитывал 18 человек, теперь столько народу было не нужно. Достаточно четырех исполнителей – стандартный состав для любого эстрадного ансамбля. «Формула» сформировалась именно в то время. В блюзовых ансамблях помимо гитар обязательно присутствовал саксофон. Вокально-инструментальные группы постепенно вытесняют большие классические коллективы, певец становится центральной фигурой.

Все эти процессы определили «новые правила игры» в музыкальной культуре и прямым образом повлияли на становление и облик ритм-энд-блюза. Появилась музыка, в которой важна не столько форма, сколько содержание и самовыражение.

От кантри-блюза к ритм- энд- блюзу. Становление массовой музыки.

В новых реалиях послевоенной Америки нашли себя темнокожие музыканты из глубинки, адаптировавшие кантри-блюз к новым условиям электрического звучания. Вспомним несколько знаковых имен американских блюзменов, которые «привезли» свою музыку в большие города. Показательна для той эпохи судьба исполнителя блюза и госпела из небольшого городка Фортес штата Миссисипи – Артура Крудапа. Этот человек повлиял как на становление ритм-энд-блюза, так и на рок-н-ролл. Его след чувствуется, в частности, в творчестве Элвиса Пресли.

Работавший на плантациях хлопка в долине Миссисипи Мадди Уоттерс в 1943 году переселяется в Чикаго, случилось это благодаря встрече с музыкальным журналистом, который посчитал нужным «показать» исполнителя миру.

Фермером-арендатором начинает свою деятельность Райли Би Кинг, в 1949 он мигрировал из Мемфиса в Лос-Анжелес и навсегда остался в мировой культуре под именем Би Би Кинга, снискав славу «короля блюза».

Развитие народной музыкальной культуры негритянских кварталов в 40-х годах привело к созданию не только клубов, но и специальных студий звукозаписи для музыкантов афроамериканцев – так называемые «сепиа рекордс». На этих студиях будут записаны и уйдут в народ первые произведения ритм- энд- блюза.

В городской среде ритм-энд-блюз испытывает влияние ряда других популярных музыкальных течений той эпохи, в частности «буги-вуги». Изначально это была инструментальная музыка, исполняемая на фортепиано, её истоки ведут к началу XX века. В 30-е традиционный фортепианный жанр постепенно меняет стилистику и начинает отходить от своих строгих форм. На сороковые приходится время «тотального увлечения» буги- вуги, возникает одноименный танец, исполняемый под эту музыку. От буги-вуги ритм- энд- блюз позаимствовал ритмические рисунки и принцип повторяемости.

Не будем углубляться в недра музыкальной теории и подробно разбирать музыкальные особенности жанра и каждый его элемент, порожденный путем переосмысления традиционной музыки и взаимодействия с различными веяниями музыкальной культуры той эпохи. Важно, что в музыке ритм-энд-блюз воплощаются характерные черты и музыкальные приёмы, которые позже мы можем услышать в большинстве жанров популярной музыки. Ритм-энд-блюз передает эстетику «массовой музыки» той эпохи и именно в качестве таковой «новое музыкальное веяние» преодолевает границы гетто, становясь всеобщим достоянием американской музыкальной культуры.

Большую популярность в середине 40-х годов получит группа «Tymрany Five»– одни из первых звезд ритм-энд-блюза». История коллектива началась в 1938 году. Лидер и солист группы Луис Джордан имел за плечами джазовый и актерский бэкграунд. Он стал связующим звеном между блюзовыми и джазовыми биг-бендами. В его творческом облике сочетались черты серьёзного музыканта и актера-комика, важным элементом музыкальных композиций была ирония. Джордан считается одним из самых успешных афроамериканских музыкантов, с его персоной связывают и формирование эстетики, и популяризацию ритм-энд-блюза.

На заре своего становление ритм-энд-блюз как новая музыка темнокожих кварталов принималась далеко не всеми, и речь идет не только о так называемых «белых американцах», но и об образованной части жителей гетто. Джаз в те годы считался более «элитарным» музыкальным направлением, в сравнению с блюзом и его «новомодными вариациями». На джазовой основе в 40-е годы возникает «би-боп», как более серьёзная альтернатива уличной и клубной «громкой» музыке ритм-энд-блюза. Исторически музыкальная культура развивается в противоречии двух параллельных и в то же время противоположных процессов – с одной стороны, - расслоение и обособление определенных пластов и направлений, рассчитанных на «свою аудиторию», а, с другой стороны, – переплетение, взаимодействие и гибридизации. В истории ритм- энд- блюза мы можем четко видеть оба этих процесса. «Расслоение» неизбежно возникает и в обособленной музыкальной среде темнокожих американцев.

В ту эпоху на фоне изменений в музыкальной индустрии начинают возникать многочисленные независимые студии. Они обращают своё внимание на «самородков» и на вновь появившиеся «малые» музыкальные группы, открывая им путь к слушателям. Исполнители новой «простой» музыки оказываются в равных условиях с признанными исполнителями классического джаза и блюза. Как это часто бывает, новаторское постепенно берет верх над традиционным.

Ритм-энд-блюзу со временем становится «тесно» в своей среде темнокожих музыкантов и слушателей, он превращается в мощное течение, с которым уже сложно не считаться.

В дело вмешиваются и радиостанции. Радиоведущие в этот период становятся знаковыми фигурами, своего рода «законодателями моды», они открывают Америке новых исполнителей. Благодаря культуре «ди-джейства» происходит открытие ритм-энд-блюза широким массам.

Итак, музыка из гетто донеслась до слуха белых американцев. Они прониклись новыми ритмами, простотой и ароматом «запретного плода», который она излучала. Многие тексты песен исполнителей ритм- энд- блюза были достаточно смелыми.

Ритм-энд-блюз, формально являющийся не столько музыкальным, сколько расовым определением, по факту и по содержанию перестал быть таковым. Вопрос оставался за малым – перенять эту музыку и адаптировать для себя.

Всё это рок-н-ролл?

Часто пишут, что начав исполнять ритм- энд- блюз, белые музыканты придумали для него новое слово - «рок-н-ролл». Но такое понимание примитивно. Рок-н-ролл действительно возник на стыке двух этнических пластов американского общества. Когда это направление обрело популярность, многие темнокожие исполнители вчерашнего ритм-энд-блюза окрестили свою музыку рок-н-роллом. Тем не менее, белые исполнители внесли в эту музыку новые черты и особую эстетику. Рок-н-ролл – это не просто следующий этап, давший старт развитию рок-музыки, это один из концептов, положенный в основу популярной музыкальной культуры, в том числе и рок-музыки.

Как бы мы сегодня ни «обособляли» жанры, как бы «рокеры» ни восставали против «попсы», противопоставляя ей рок-н-ролл, очевидно что историческое явление рок-н-ролла -это компонент поп-культуры. А, значит, и рок-музыка в её магистральной линии – также элемент мира «поп», о чем в своей книге говорил, в частности, признанный российский музыкальный критик, знаток рок-музыки Артемий Троицкий.

С понятием «рок-н-ролл» часто возникает путаница, особенно это заметно у нас в России. Некоторые меломаны и сами музыканты именуют «рок-н-роллом» всю рок-культуру. Исторически же понятие «рок-н-ролл» относится жанру поп-музыки 50-х годов. Это лишь один из кирпичиков в мощном здании рок-культуры, которое строилось и обрастало новыми этажами и филиалами на протяжении последующих полувека. Подмена понятий в музыке - частое явление из-за субъективности восприятия процессов, происходящих в культуре. По большому счету, каждый наполняет тот или иной термин своим содержанием. У нас в стране отождествление «рока как такового» и рок-н-ролла произошло из-за специфики развития нашей рок-сцены, которая перенимала разрозненные веяния запада, перенося их на свою почву. Но это уже совсем другая история. В контексте темы «ритм- энд-блюза» надо понимать, что эта музыка имеет связь с «рок-н-роллом» в его «историческом» варианте.

Что дальше?

С возникновением рок-н-ролла, история ритм-энд-блюза ни как явления, ни как жанра не заканчивается. Пути этих музыкальных направлений разошлись. Ритм-энд- блюз как явление «поп-музыки» темнокожих продолжал развиваться в своей среде. Сохраняя драйв и эмоциональность, ритм-энд- блюз обратил свой взор к лирике. Из лирической линии ритм энд-блюза «выродится» жанр соул. Этот жанр на разных этапах представляли, в частности, Рей Чарльз и Стиви Уандер.

В творчестве Тины Тернер, чье творчество также основывается на коммерческом соуле и ритм-энд- блюзе, часто находят элементы рок-музыки, благодаря её энергетике.

Развиваясь, ритм-энд-блюз оставил неизгладимый и ощутимый след в американской поп-музыке. Наследие ритм-энд-блюза отразилось в творчестве многих популярных американских певцов.

В 80-е годы начинается «взаимопроникновение» соула и хип-хопа, отсюда и «растут ноги» современного ар-н-би, о котором говорилось в начале статьи.

История ритм-энд- блюза позволяет рассматривать его как фундаментальный концепт современной музыки во всём её многообразии. Это явление во многом показательное, оно вскрывает «музыкальную кухню» и «приватности взаимодействия» внутри музыкального мира.