Начнем с того, что, когда мы говорим о баснях Эзопа, то имеем в виду те тексты, которые под этим именем были изданы в пересказе римских поэтов Федра, жившего в I веке, и Авиана (III в.), а также грека Бабрия, жившего во II веке. Они перекладывали эти басни, сохраняя сюжет и мораль, так что, в целом, видно, что они были взяты из одного источника. Но подлинных, первоначальных текстов Эзопа не сохранилось.
Уже Мартин Лютер в XVI веке, рассматривая эти басни, пришел к выводу, что, скорее всего, они написаны разными авторами, и образ Эзопа собирательный.
Подобный подход в Новое время нашел еще более убедительную аргументацию, и современные историки убеждены уже на 100%, что сохранившийся в литературе образ этого баснописца выдуман с начала до конца. Существуют серьезные сомнения, что такой человек вообще жил на свете.
Но ведь кто-то первый придумал эти басни? Несомненно. Возможно, это и был Эзоп. Возможно, какие-то придумал он, а какие-то приписали ему. Возможно, что это плод народного творчества, но потом эти басни объединили под именем одного автора.
Как бы то ни было, они есть. И они дали начало жанру литературы, тесно связанному с этикой и житейской мудростью. Древнегреческие школьники именно по ним изучали родной язык, заодно усваивая на приведенных в этих коротких историях примерах нормы общества и основы морали. В этом смысле басни Эзопа - превосходный дидактический материал. Я вполне допускаю такую мысль,что и создавались они именно в таких целях, для помощи учителю.
Сама форма короткого занимательного рассказа прекрасна. При этом участниками событий часто становятся животные, которые действуют как люди, демонстрируя человеческие страсти и характеры. Подобная иносказательность очень нравится детям. Недаром в их любимых сказках животный мир - это прототип человеческого, и очень часто общение между животными и людьми на человеческом языке - совершенно естественное явление в историях для детей.
Так что я думаю, что Эзоп (примем версию, что был все же такой человек, даже если не он написал все басни, приписываемые ему) был прежде всего педагогом. Он учил детей и именно для них придумал свои басни. А был ли он рабом, был ли уродлив, откуда родом и т.д. - точно неизвестно.
С другой стороны, древние греки доклассического периода были сами как дети, так что подобные истории и взрослых учили жизни и воспринимались с восторгом. Ведь они интересны, четко и внятно изложены, они красивы, потому что образны и поэтичны. И каждый, кто их слышит, выносит для себя некий вывод, что-то полезное. Немудрено, что эти басни не теряют своей актуальности.
Так что несомненно, что в баснях Эзопа есть глубокая мудрость. Да, она не философская, а житейская, но очень важная, потому что учит человека быть человеком и следовать нормам общества. Пусть и на примере волков, цикад, лисиц и прочих животных.
Благодарю станислав станислав за поданную идею написать про Эзопа.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Чего хотел Дидро, создавая "Энциклопедию"
Милитаризм & пацифизм: возможен ли вечный мир?
Канал, где есть легкие интересные статьи:
Действительно ли мадам Тюссо собирала головы казненных, чтобы делать их восковые копии?