Найти в Дзене
Непутёвые заметки

Чернобыль вся правда и мифы

Когда дует ветер от саркофага Для начала уточнение. Все знают про «Десятку» и «Тридцатку» – 10-ти и 30-километровые охранные периметры вокруг Чернобыльской АЭС. Однако на самом деле «Тридцатка» намного шире, напоминает Максим, – в некоторых местах больше, чем вдвое. На запад, например, она тянется почти на 90 км. «Название „30-километровая зона“ – очень условное. В отличие от Десятки, Тридцатка практически чистая. В целом, почти норма по экспозиционному фону. Но жить там нельзя – вся земля в радионуклидах». Конкретно: в городе Чернобыль в 12 км от ЧАЭС радиационный фон не превышает киевский или московский – 10-15 микрорентген в час. В Припяти в 3 км от станции средний фон составляет 50-80 мкР/ч. «Это абсолютно безопасно для кратковременного пребывания», - поясняет сталкер. Но чем ближе к АЭС, тем больше «фонит». Возле недостроенных 5-го и 6-го энергоблоков дозиметр показывает в воздухе под 90 мкР/ч, однако «на траве уровень ощутимо выше». На смотровой площадке ЧАЭС уже около 300-4

Когда дует ветер от саркофага

Для начала уточнение. Все знают про «Десятку» и «Тридцатку» – 10-ти и 30-километровые охранные периметры вокруг Чернобыльской АЭС. Однако на самом деле «Тридцатка» намного шире, напоминает Максим, – в некоторых местах больше, чем вдвое. На запад, например, она тянется почти на 90 км.

-2

«Название „30-километровая зона“ – очень условное. В отличие от Десятки, Тридцатка практически чистая. В целом, почти норма по экспозиционному фону. Но жить там нельзя – вся земля в радионуклидах».

Конкретно: в городе Чернобыль в 12 км от ЧАЭС радиационный фон не превышает киевский или московский – 10-15 микрорентген в час.

В Припяти в 3 км от станции средний фон составляет 50-80 мкР/ч. «Это абсолютно безопасно для кратковременного пребывания», - поясняет сталкер.

Но чем ближе к АЭС, тем больше «фонит». Возле недостроенных 5-го и 6-го энергоблоков дозиметр показывает в воздухе под 90 мкР/ч, однако «на траве уровень ощутимо выше».

На смотровой площадке ЧАЭС уже около 300-400 мкР/час, причем ветер дует в сторону станции. «Если воздушные потоки идут со стороны саркофага, фон здесь бывает до 600-800 мкР/час», - пишет автор треда.

Сравните: во время авиаперелета на крейсерской высоте радиоактивный фон составляет в среднем 100-150 мкР/ч – это в 10 раз выше привычной нормы. А иногда дозиметры пугают еще большими значениями – до 350 мкР/ч, то есть практически как возле чернобыльского саркофага. Значит ли это, что летать опасно? Вовсе нет, если вы, конечно, не «живете в небе».

-3

«Средний возраст жителей города Припять составлял 26 лет – это был город молодежи и для молодежи. И это ощущается там до сих пор».

«Абсолютно все общественные здания (включая школы и милицию) имеют стеклянные двери и огромные панорамные окна. Среди окружающих деревень Припять выглядела как город из будущего».

«Даже сейчас Припять – это не полностью мертвый город. До 1998 года в Припяти для работников Зоны работал бассейн „Лазурный“, а сейчас работает припятская спецпрачечная, где стирают загрязненную одежду. Выглядит прачечная точно так же, как в игре „S.T.A.L.K.E.R. Зов Припяти“».

«Осенью 1986 года по домам Припяти ходили дезинфекторы. Они вскрывали двери и выбрасывали из окон полные холодильники – чтобы не допустить эпидемии. Несколько позже в окна полетела и мебель -- ее выбрасывали прямо в кузова автомобилей и увозили в могильники».