2016 году, во время очередного вояжа на юг, решили сделать остановку на пару-тройку дней в Аушигере, небольшом селе Кабардино-Балкарии. Ранее мы там уже бывали дважды. Останавливаясь в Аушигере совмещали, как говорится, приятное с полезным. Во-первых, ночлег, во-вторых, целебный источник горячих серных вод, купаться в котором было приятно и полезно. Об источнике расскажу в другой раз, сегодня речь не о нем.
Обычно в путешествиях мы всегда имеем с собой запас вина, которое употребляется во время остановок на ночлег, «с устатку» после дороги, а также для приятного времяпрепровождения уже во время отдыха. Но в тот год путешествие вышло длинным и уже в Аушигере мы остались без вина. Была водка, но ее не хотелось. Жарко. Однако хозяева дома, в котором мы остановились на постой, сказали нам, что в Аушигере мы вина не найдем. Разве что пиво, и то не факт. Население здесь мусульманское, обычаи блюдет строго, старшие, видимо, держат всех «в руках», поэтому вино и водку в магазинах не продают. Но есть возможность пробрести вино в соседнем селе, название его называть не буду, чтобы не навлечь неприятности на женщин-продавцов.
Село, в котором можно было купить вино, находилось недалеко, но в первых двух магазинах вино не продавалось, продавщицы цокали языками. Во втором магазинчике одна женщина нам по секрету вполголоса сообщила в каком магазине мы точно сможем найти вино. Прибыв по указанному адресу, мы тщетно рассматривали прилавки и витрины. Самым крепким напитком был квас. Уже хотели уходить, но потом я все же решил спросить у продавщиц нет ли у них в продаже вина. И они ответили утвердительно! На наш вопрос, а где же вино, почему мы его не видим, они сказали, что вино в подсобке. В общем зале его выставлять им запретил хозяин. «А какое вино у вас есть?» - спросили мы. «А какое вам надо?» - спросили нас. Женщины наши естественно сказали, что им нужно красное полусладкое. Продавщица метнулась в подсобку и вынесла бутылку вина. Это было какое-то фруктовое вино, которое вызвало презрительное «фу» у наших половинок. Продавщица метнулась обратно и вернулась с другой бутылкой. Это оказалась «Изабелла», вызвавшая очередное «фу». В третий раз продавщица вышла уже с двумя бутылками сладкого ликера. А вторая вынесла две бутылки, судя по форме, наполненные коньяком, но информация была полностью на грузинском языке. Что за коньяк, где сделан, из чего? На русском ни слова. Мы опять отказались. Тогда, продавщицы, видимо устав метаться туда-сюда-обратно, предложили нам пройти в подсобку и выбрать самим то что нам надо. Предложение было неожиданным, но мы согласились.
В подсобке, прямо у двери, стояли два стеллажа сколоченные из некрашеных досок. Стеллаж располагался по обе стороны от двери и высотой был под самый потолок. На обоих стеллажах стояли спиртные напитки на любой цвет, вид, вкус и крепость – вина сухие и полусухие, марочные вина, коньяки. Грузинские коньяки, французские, всякие бренди. Этикетки и на русском и на нерусском языках. Спиртное было рассортировано на две части. То, что 40 градусов отдельно, все, что ниже 40 градусов отдельно. Разделения по названиям или производителям не было. Но удивил нас не этот беспорядок. Удивило то, что на стеллажах слева и справа стояли одинаковые по внешнему виду напитки, НО… Но на стеллаже справа, спиртное стоило в два-три раза дороже чем на стеллаже слева. Если справа коньяк грузинский стоил минимум 450 рублей, а французский 700 и более, то на левом стеллаже абсолютно такие же бутылки имели ценники по 200-300 рублей. То же самое и с вином. «Саперави» и «Алазанская долина» справа стоили 250-300 рублей, а слева такое же точно вино оценивалось 100-150 рублей. Абсолютно идентичное!!!
Естественно возник вопрос – а почему такой разброс цен? Ответ был прост и убийственен. Или можно сказать убийственно прост или просто убийственный. Итак, когда я спросил – «А почему на левом стеллаже вино дешевле?», мне ответили: «Подделька». Женщина говорила с характерным кавказским акцентом и поэтому в слове «подделка» использовала мягкий знак. Я не поверил своим ушам и переспросил еще раз. «Подделька», - сказала она. А на правом настоящие вина. Вот и цена разная. Мы даже растерялись на некоторое время от неожиданности. Такая откровенность для продавца – это что-то необычное. «А как вы отличаете где настоящее, а где «подделька»?», - спросил я. «Мы не отличаем, мы знаем», - сказали они. «И что, берут «поддельку»?»- спросил я. «Берут», - сказали женщины, - «Не у всех же деньги есть на дорогое вино. А тут - бутылка красивая. Такая же, как и у дорогого». Короче говоря, взяли мы с правого стеллажа, то что было подороже. Вино и в самом деле оказалось нормальным. Хотя кто его знает?
А у нас с тех пор в лексиконе появилось новое слово – «подделька», которое неизменно вызывает в памяти воспоминания об отдыхе в Аушигере и веселый смех.
Что вы думаете по этому поводу? Может у кого то бывало нечто подобное или еще похлеще? Пишите, ставьте лайки.
По этой ссылке вы найдете еще одну мою статью об Аушигере, вернее о его горячих источниках.